Тезаурус — смысловые блоки

Для надежного запоминания нужно заранее в памяти создать тезаурус, содержащий смысловые блоки. Под смысловыми блоками будем понимать:

  • — названия разделов в предметной области, в которой Вы хотите научиться надежно запоминать тексты (например, в математике такие названия, как «натуральные числа» или «уравнения второй степени»);
  • — названия конкретных теорий, методов, способов и пр. (например, «теория решения числового уравнения», «правила уличного движения», «способ передачи эффекта перспективы в изобразительном искусстве» или «метод кормления аквариумных рыб» и т. п.);
  • —    часто встречающиеся в предмете объединения слов — словесные «штампы» (например, в текстах по истории — «образование государства», «распад государства», «изготовлять орудия труда», «захват территории» и т. п.; в текстах по физике — «молекула состоит из …», «атомы притягиваются с силой …», в текстах по математике — «решение уравнения», «система уравнений с двумя неизвестными» и т. п.);
  • —    специальные сложные термины (например, «зрительный тест на сообразительность», или «бисквитная основа торта», или «дискриминанта квадратного уравнения»).

Все эти смысловые блоки, как и слова, имеют свои образные представления, т. е. каждый смысловой блок можно представить образно в виде сложной картины со множеством элементов или деталей. Читать далее «Тезаурус — смысловые блоки»

Тезаурус — предыдущие знания

Допустим, что все понятия и все смысловые блоки прочитываемого текста понятны. Читатель или слушатель знаком с их значениями, прекрасно представляет образы каждого понятия в отдельности, и даже некоторые слова и словосочетания вызывают чувства или ощущения. Можно ли отсюда утверждать, что читатель или слушатель правильно поймет смысловое содержание текста? Совершенно необязательно! Вот «текст», состоящий из слов, знакомых даже школьнику: «Увеличение объемов звука тишины привело к тому, что вода стала удерживать планы написания цветка. Несмотря на это, звук больше никогда не торопили параллельно пище». Понять смысл этого «текста» в рамках любой предметной области, например, с точки зрения математических или просто бытовых рассуждений, с позиции спортсменов, экономистов и пр., невозможно. Конечно, в каком-нибудь сказочном мире можно придумать некую предметную область (например, науку «Цветкометрия») и в ней рассуждать по новым установленным правилам. Читать далее «Тезаурус — предыдущие знания»

ТАЙНА ПАМЯТИ

Во время учебы в школе или университете особую роль играет преднамеренное или произвольное запоминание. Роль его в нашей жизни огромна. Тысячи необходимейших вещей не запоминаются сами собой, поэтому их приходится заучивать усилием воли. Произвольное запоминание требует внимания, усидчивости, умения организовать свою работу.

Но вот мы уже окончили учебу и расстались с произвольным запоминанием. Остается одно непроизвольное запоминание. Мы уже знаем, что запоминается лучше всего то, что производит на нас сильное впечатление. Но этим закономерности запоминания не исчерпываются.

Однажды во время войны психолог А. А. Смирнов проделал эксперимент над своими коллегами. Собрав их в своем кабинете, он предложил каждому рассказать, что произошло с ними по дороге на работу. Читать далее «ТАЙНА ПАМЯТИ»

ФОРМА ТЕКСТА. СМЫСЛОВЫЕ СВЯЗИ

  • Смысловые связи
  • Частные логические структуры
  • Предметно-логические структурные схемы
  • Планы текстов
  • Практика

Допустим, Вы научились выявлять существенные мысли из запоминаемых текстов и даже умело выделяете среди мыслей каждого абзаца основную. Это, конечно, позволит Вам усваивать все мысли текста и закладывать их в память. Но достаточно ли Вам этих умений, чтобы надежно извлекать усвоенную информацию из памяти? Нет, недостаточно. Вы должны научиться связывать мысли друг с другом и отправлять их в память не как отдельные мысли, а как связки мыслей. Дело в том, что из памяти мысли извлекаются последовательно: вспомнив одну мысль из взаимосвязанной группы мыслей, мозг пересылает от нее электрические сигналы во все остальные мысли группы, и они немедленно вспоминаются. Читать далее «ФОРМА ТЕКСТА. СМЫСЛОВЫЕ СВЯЗИ»

ПРЕДМЕТНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СТРУКТУРНЫЕ СХЕМЫ

Смысловые связи в текстах по конкретным предметным областям (по математике, химии, экономике, цветоводству и т. п.) подчиняются общим для данного предмета логическим путям рассуждений. Например, в химии большинство текстов объясняет, как из одних веществ получить другие, а в истории — когда, где, при каких условиях и почему произошли такие-то события. Если проанализировать большинство текстов в предмете, можно увидеть, что многие структурные схемы в общем виде являются сходными. Можно утверждать, что кроме ЧАСТНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ СТРУКТУР существуют и ПРЕДМЕТНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ текстов, которые могут быть универсальными для предмета, т. е. с их помощью можно запоминать многие тексты по предмету.

Если хорошо запомнить универсальные структуры по предмету, облегчится не только запоминание, но значительно улучшится надежность припоминания текстов по предмету.

Рассмотрим примеры универсальных структур для текстов по некоторым предметам. Читать далее «ПРЕДМЕТНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СТРУКТУРНЫЕ СХЕМЫ»

Вторая неделя, второй день

Выполните упражнение 14 (стр. 88) два раза: первый раз на нижеприведенном абзаце, а второй — на своем тексте.

ЧТО СЛУЖИЛО В ДРЕВНЕМ РИМЕ ПРООБРАЗОМ ГАЗЕТЫ?

Как известно, в римском обществе большую роль играли переписчики и чтецы, донося в массы разную информацию и сведения о происходивших событиях. Но что любопытно, в Риме процветали так называемые афиши. На мраморных и бронзовых страницах выбивались тексты законов, сведения о победах и т. п. В Помпее, например, можно было встретить на каждом шагу вырезанные на камне, на мраморе, на меди официальные объявления — от обнародования императорских указов до протоколов религиозных корпораций и даже частных контрактов. Менее важные объявления, например, о сдаче помещений, о различных представлениях и т. д., писались на деревянной дощечке, на оштукатуренной стене черной или красной красками.

Выделите из текста все образцовые мысли (ОМ) из абзацев. Постройте структуру текста из ОМ абзацев.

Составьте связный рассказ из ОМ абзацев. Читать далее «Вторая неделя, второй день»

Задание для старшеклассников и студентов

Задание для старшеклассников и студентов

Приготовьте школьный параграф или учебный текст, который войдет в экзаменационные билеты. Отсчитайте 7 предложений. Из каждого выделенного предложения текста выпишите по одному ответу на вопрос «О чем говорится в предложении?». Каждое слово или словосочетание полученного списка должно вызывать яркий образ в Вашем воображении. Внимательно перечитав список слов и словосочетаний, запомните их на 100% в данной последовательности.

Теперь перескажите все предложения, вспоминая запомнившиеся слова и словосочетания поочередно. Добивайтесь, чтобы рассказ получался слитным.

По мере возможности в течение дня несколько раз вспоминайте рассказ. Желательно предложения текста произносить вслух.

Выполните упражнение 13 для формирования привычки регулярно припоминать полезную информацию с целью применения на практике. Читать далее «Задание для старшеклассников и студентов»

Задание для старшеклассников и студентов

Приготовьте школьный параграф или учебный текст, который войдет в экзаменационные билеты. Отсчитайте 9 предложений. Из каждого выделенного предложения текста выпишите по одному ответу на вопрос «О чем говорится в предложении?». Каждое слово или словосочетание полученного списка должно вызывать яркий образ в Вашем воображении. Внимательно перечитав список слов и словосочетаний, запомните их на 100% в данной последовательности.

Теперь перескажите все предложения, вспоминая запомнившиеся слова и словосочетания поочередно. Добивайтесь, чтобы рассказ получался слитным.

По мере возможности в течение дня несколько раз вспоминайте рассказ. Желательно предложения текста произносить вслух.

Выполните упражнение 13 для формирования привычки регулярно припоминать полезную информацию с целью применения на практике.

По мере возможности выполняйте все остальные упражнения данного раздела самостоятельно. Читать далее «Задание для старшеклассников и студентов»

МЫШЛЕНИЕ И ПАМЯТЬ

  • Логичность мышления
  • Полноценность мышления
  • Активность мышления и Образность мышления
  • Эмоциональность мышления

Во время запоминания мозг создает нервные образования и связывающие их нервные волокна. В соответствии с рассмотренной нами условной моделью процесса памяти в нервные образования закладываются запоминаемые мысли и отдельные факты. В соответствии с той же моделью памяти нервные волокна между нервными образованиями создаются во время рассуждений при установлении смысловых связей между мыслями или отдельными фактами. При этом и сами мысли, и отдельные факты, и смысловые связи между ними осмысливаются с помощью речи (как правило, с помощью внутренней речи — запоминающий рассуждает «про себя»). Все происходящее в мозгу во время запоминания текста — это результат размышлений. Если это так, то, улучшив качество размышлений или качество мыслительных процессов, можно повысить качество запоминания.

Практика курсов развития памяти Школы рационального чтения (ШРЧ) показывает, что качество запоминания зависит от качества мышления: научившись рассуждать логично, полноценно и быстро с использованием воображения и эмоций, человек улучшает показатели памяти. Давайте разберемся, как можно повысить качество рассуждений и из чего складывается качество рассуждений? Читать далее «МЫШЛЕНИЕ И ПАМЯТЬ»

ЛОГИЧНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

Давайте проработаем небольшой текст. Тщательно изучая его содержание и выявив все логические операции, использованные автором, Вы убедитесь, что умение выявлять логику изложения текста принципиально улучшает качество запоминания текста.

Прочитайте текст и постарайтесь его запомнить.

В Америке в придорожных закусочных в меню против слова «яичница» в скобках значится: «Яйца только что из-под курицы». Ясно, что это имело какой-то смысл. Но вспоминалась китайская кухня. Изысканным блюдом в ней значатся яйца, пролежавшие в земле до почернения.

У немцев в харчевне при «пивной гостинице» насчет яичной свежести — ни слова, зато написано было: «Яйца в шапочке». Как тут было не соблазниться! Яйца были в нарядных вязаных колпачках, чтобы не остывали, пока их с кухни несли к столу. Читать далее «ЛОГИЧНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ»