КТО ТАКОЙ ЛЕНИВЕЦ?
Ленивцы — животные странного вида, обитающие в Центральной и Южной Америке от Никарагуа до Бразилии. Мех ленивца серый и лохматый. Есть некоторое сходство с муравьедом и броненосцем. Ленивцы относятся к млекопитающим.
Существует два вида ленивцев: двупалые и трехпалые. Трехпалые имеют по три пальца на каждой лапе. Двупалые — два пальца на передних лапах и три пальца на задних. Ленивцы пользуются лапами и пальцами, чтобы удерживаться на ветках вниз спиной, вверх ногами. Ночью они перемещаются по ветвям в поисках листьев и веточек, которыми питаются.
Ленивец спит на деревьях, на верхней стороне сильных веток. Он спит по 18 часов в сутки. Иногда он сползает на землю, отыскивает реку или озеро, без страха ныряет туда и легко плавает.
Иногда в мехе разрастаются водоросли, и он приобретает зеленоватый оттенок. Но это помогает ленивцу, потому что зеленый цвет делает его совершенно незаметным для орлов, ягуаров и других хищных животных.
Стоп!
Запишите затраченное время:_
мин._ сек.
Сравните время чтения этого текста с НОРМАТИВНЫМ. Сделайте выводы.
Оцените ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ. В своей тетради напишите все мысли и факты, которые Вы смогли запомнить во время чтения.
Написали? Больше не можете вспомнить?
Теперь оцените припоминание. Не заглядывая в текст, не внося в написанный Вами список мыслей изменения и дополнения, ответьте на вопросы.
- Где обитают ленивцы (материки, страны)?
- Опишите мех ленивца.
- Кого напоминают ленивцы по виду?
- К какой биологической группе (классу, отряду и т. п.) относятся ленивцы?
- Опишите разновидности ленивцев и их отличия.
Теперь сравните:
В Америке живет интересное животное —ленивец. В основном он лазает по деревьям. Но иногда ленивцы любят и поплавать. Прилипаюище к лохматому меху водоросли помогают ленивцу маскироваться в растительности.
Сделайте выводы.
Возможно, Вам еще следует поработать над этим. А теперь начертите структурную схему из основных мыслей абзацев.
Начертили? Сравните:
Обратите внимание, что в первом абзаце овал — пунктирный. Это говорит о том, что основная мысль в первом абзаце — неявно выражена (в первом абзаце нет предложения, претендующего на главную мысль, и ее нужно было составить на основе содержания абзаца).
Сделайте выводы.
А теперь составьте структурные схемы каждого абзаца. Они покажут, как Вы умеете связывать по смыслу второстепенные мысли абзацев (обведите их в прямоугольники) с основной и друг с другом.
Построили структуры абзацев?
Сравните.
Структура первого абзаца:
Структура второго абзаца:
Структура третьего абзаца:
Структура четвертого абзаца:
Сравнили? Сделайте выводы. Возможно, Вам следует еще потренироваться в построении структурных схем?
А теперь приступайте к выполнению теста для оценки Ваших способностей по запоминанию содержания большого текста. Объем данного текста примерно в 4 раза превышает объем предыдущего текста. Во время работы с текстами больших объемов темп чтения, как известно, оказывается несколько выше темпа чтения маленьких текстов. Поэтому для определения времени чтения большого текста умножьте НОРМАТИВНОЕ время чтения маленького текста не на 4, а всего на 3 и запишите полученное время:_ минут. Если по окончании чтения Вы обнаружите, что прочитали быстрее НОРМАТИВНОГО ВРЕМЕНИ, то за оставшееся время проработайте текст еще раз.
По окончании чтения контрольного текста Вам предстоит письменно изложить 30—40 мыслей и ответить на 20 вопросов.
При чтении текста постарайтесь реализовать все отработанные умения. Текст можете читать по частям. Вначале прочитайте несколько абзацев и мысленно обобщите их, закрепите в памяти путем мысленного припоминания и беглого просмотра прочитанного. Так же проработайте другие части текста. В конце работы повторите весь текст целиком, и если понадобится, то пробелы восстановите путем выборочного прочтения текста. Но помните, что нужно уложиться в НОРМАТИВНОЕ время.
Готовы? Начинайте!