УСЛОВИЯ ПОВТОРЕНИЯ

Для повышения эффективности процесса повторения нужно помнить о следующих условиях:

  1. Повторение должно быть активным. Повторение не должно быть простой пассивной проверкой сохранности информации в памяти и простым восстановлением в случае забывания. Каждое повторение должно развивать запоминаемый материал, с каждым разом все больше обогащая его новыми элементами, деталями, особенностями.
  2. Каждая новая повторяемая часть должна отличаться от предыдущей. При делении запоминаемого материала на составные части постарайтесь, чтобы каждая часть чем-то отличалась от предыдущей и последующей. Для этого даже можно чередовать части из различных разделов запоминаемого материала. Если материал по своему характеру однороден, то отличие частей друг от друга производите на основе выделения в этих частях существенных мыслей. Можно даже выделять в частях что-то субъективное, пусть даже искусственное.
  3. При повторении нужно использовать структурные схемы. Повторяя основные мысли каждого абзаца, Вы практически повторяете весь материал, ведь все основные мысли предварительно были связаны со второстепенными мыслями.
  4. Повторения начинайте с самостоятельного припоминания. Даже если Вам покажется, что Вы ничего не помните, то попытайтесь хотя бы ответить на вопросы: «О чем говорится в материале?», «К чему это относится?», «Для чего это нужно?».
  5. Процесс повторения чередуйте с занятиями другого рода. Например, после 1-2 часов повторения выполните физические упражнения (см. ПРИЛОЖЕНИЕ) или займитесь дыхательной гимнастикой, короткими водными процедурами, послушайте музыку, выполните работу по дому. Очень полезен смех, действующий расслабляющим образом. К примеру, можно просматривать юмористический журнал. Полезно проведение сеанса аутотренинга с установкой на отличное запоминание и уверенность в себе (см. приложение).

Читать далее «УСЛОВИЯ ПОВТОРЕНИЯ»

ПРАКТИКА

Четвертая неделя, первый день

В доисторические времена на земле и в море жили гигантские существа, которые были значительно крупнее всех живущих ныне животных. Самое большое животное нашего времени — это синий кит. Он достигает более тридцати метров в длину и весит около ста двадцати пяти тонн. И вот что замечательно: около трети длины этого животного занимает его голова!

Выписали? У вас должно получиться три списка.

Теперь сравните их.

Понятия:

  1. доисторические времена на земле и в море
  2. гигантские существа
  3. все живущие ныне животные
  4. самое большое животное нашего времени
  5. синий кит
  6. синий кит (еще раз)
  7. более тридцати метров в длину
  8. около ста двадцати пяти тонн
  9.  замечательный факт (несущественно!)
  10. около трети длины кита
  11. голова

Мысли:

  1. В доисторические времена на земле и в море жили гигантские существа.
  2. Гигантские существа были значительно крупнее всех живущих ныне животных.
  3. Самым большим животным нашего времени является синий кит.
  4. Синий кит достигает более тридцати метров в длину.
  5. Синий кит весит около ста двадцати пяти тонн.
  6. И вот что замечательно (является): около трети длины этого животного занимает его голова!

Примечание. Здесь понятие «замечательный факт природы» связывается не с отдельным понятием, а с целой мыслью «около трети длины этого животного занимает его голова», которая сама, в свою очередь, состоит из двух понятий, соединенных глаголом. Читать далее «ПРАКТИКА»

КАК ВЫ НАУЧИЛИСЬ ЗАПОМИНАТЬ

ТЕСТ 4

Запоминание маленького текста и ТЕСТ 5. Запоминание большого текста я ТЕСТ 6. Надежность памяти

Вы закончили курс тренировки памяти. Если Вы упорно выполняли все упражнения, то сегодня Вы сможете показать лучшие результаты по запоминанию текстов, чем до начала обучения. Для сравнения нынешних возможностей памяти с ранними Вам следует выполнить три теста. Тестированию уделите два дня. В первый день Вам потребуется полтора часа, а во второй день — около часа.

Подготовились?

Для того чтобы узнать, как Вы научились запоминать тексты, нужно выполнить три теста. Сегодня Вы выполните 2 теста, оценивающих воспроизведение и припоминание содержания маленького и большого текстов. Завтра Вы сможете оценить свою способность длительно удерживать содержание прочитанных текстов в памяти. Для этого Вы выполните еще один тест на надежность памяти. Читать далее «КАК ВЫ НАУЧИЛИСЬ ЗАПОМИНАТЬ»

ЗАПОМИНАНИЕ БОЛЬШОГО ТЕКСТА

Вернитесь ко второму тесту в начале учебника и перепишите НОРМАТИВНОЕ время чтения больших текстов данного объема и данной степени сложности:_ минут.

Постарайтесь прочитать предстоящий текст за НОРМАТИВНОЕ время. Если по окончании чтения Вы обнаружите, что прочитали его быстрее НОРМАТИВНОГО времени, то за оставшееся время можете проработать текст еще несколько раз.

По окончании чтения контрольного текста Вам предстоит вспомнить содержание текста. В нем свыше 25 мыслей и большое количество названий, терминов и числовых величин. Поэтому читайте текст очень внимательно, стараясь запомнить как можно больше.

Возможно, во время чтения Вы будете делать перерывы, чтобы подвести итоги прочитанной части текста и сформулировать основные мысли прочитанных абзацев. По окончании чтения текста желательно перечитать его выборочно и запомнить то, что было плохо усвоено при первом прочтении.

Готовы? Начинайте! Читать далее «ЗАПОМИНАНИЕ БОЛЬШОГО ТЕКСТА»

НАДЕЖНОСТЬ ПАМЯТИ

Сегодня Вы сможете оценить способность памяти сохранять содержание маленького и большого текстов в течение длительного времени.

Вначале оцените воспроизведение короткого текста — напишите все мысли и все факты текста «Раки», которые Вам удастся вспомнить:

НАДЕЖНОСТЬ ПАМЯТИ

НАДЕЖНОСТЬ ПАМЯТИ

Больше не можете вспомнить?

Тогда зачеркните оставшиеся пустыми строчки.

Продолжайте работу. Не заглядывая в текст и в свои записи вчерашнего дня, вспомните содержание большого текста «Бескрылые летуны». Напишите все мысли и все факты, которые Вы сможете вспомнить. Вам предлагается 25 пустых строк Постарайтесь заполнить все строки. Не обращайте внимания на квадратики с процентами. Читать далее «НАДЕЖНОСТЬ ПАМЯТИ»