УСЛОВИЯ ПОВТОРЕНИЯ


Для повышения эффективности процесса повторения нужно помнить о следующих условиях:

  1. Повторение должно быть активным. Повторение не должно быть простой пассивной проверкой сохранности информации в памяти и простым восстановлением в случае забывания. Каждое повторение должно развивать запоминаемый материал, с каждым разом все больше обогащая его новыми элементами, деталями, особенностями.
  2. Каждая новая повторяемая часть должна отличаться от предыдущей. При делении запоминаемого материала на составные части постарайтесь, чтобы каждая часть чем-то отличалась от предыдущей и последующей. Для этого даже можно чередовать части из различных разделов запоминаемого материала. Если материал по своему характеру однороден, то отличие частей друг от друга производите на основе выделения в этих частях существенных мыслей. Можно даже выделять в частях что-то субъективное, пусть даже искусственное.
  3. При повторении нужно использовать структурные схемы. Повторяя основные мысли каждого абзаца, Вы практически повторяете весь материал, ведь все основные мысли предварительно были связаны со второстепенными мыслями.
  4. Повторения начинайте с самостоятельного припоминания. Даже если Вам покажется, что Вы ничего не помните, то попытайтесь хотя бы ответить на вопросы: «О чем говорится в материале?», «К чему это относится?», «Для чего это нужно?».
  5. Процесс повторения чередуйте с занятиями другого рода. Например, после 1-2 часов повторения выполните физические упражнения (см. ПРИЛОЖЕНИЕ) или займитесь дыхательной гимнастикой, короткими водными процедурами, послушайте музыку, выполните работу по дому. Очень полезен смех, действующий расслабляющим образом. К примеру, можно просматривать юмористический журнал. Полезно проведение сеанса аутотренинга с установкой на отличное запоминание и уверенность в себе (см. приложение).

Качество проведения повторения может быть неодинаковым в разные дни. Это не должно расстраивать Вас. Общее состояние, утомление, чувство волнения перед событием, к которому Вы готовитесь, — здесь все играет роль.

Очень важно при проведении повторения быть уверенным в себе, разумеется, когда к тому есть основания. Страх, растерянность, паника отнюдь не способствуют необходимой собранности, концентрации внимания, столь нужным для успешного проведения монотонного процесса повторения.

Хорошие результаты при проведении повторения по предложенному методу не появятся от одного лишь ознакомления с этим методом. Даже простое следование советам сразу же не даст резкого эффекта. Нужна тренировка. Нужна привычка проводить повторения таким образом. Нужна уверенность в том, что отработанные приемы рационального повторения дадут свои результаты.

Рекомендуется применять изложенные здесь методы вначале на несложном материале, пока не выработается навык повторений, так как без сноровки можно потерпеть неудачу в любом деле. Когда же соблюдение необходимых условий и правил процесса повторения перестанет требовать от Вас усилий и даже минимального напряжения, когда Вы станете припоминать изученное автоматически, подсознательно, по отработанной системе, тогда использование изученных приемов повторения начнет существенно экономить Ваше время и давать весьма ощутимые результаты: качество запоминания будет высоким в течение всей Вашей жизни!

Для формирования навыка рационального повторения прочитываемых и прослушиваемых текстов выполните упражнения 53-55-

УПРАЖНЕНИЕ 53 Каждую изученную Вами новую тему по изучаемым предметам или каждый новый понравившийся Вам текст из периодики повторяйте в течение одной недели по плану повторений «15-20 минут,

6-10 часов, 20-30 часов и двое суток». Чтобы не запутаться с повторением различных частей различных предметов, желательно повторять части только одного предмета и вести записи подробно расписанного плана повторений.

УПРАЖНЕНИЕ 54 Для старшеклассников и студентов. Повторяйте с использованием плана повторений ранее изученные темы одного какого-нибудь предмета. При этом следует придерживаться следующего принципа: повторить то, что было изучено в течение прошлой недели, затем то, что было изучено 2 недели назад, затем — 3 недели назад и т. д., пока все изученные в течение последнего месяца темы одного предмета не будут повторены.

УПРАЖНЕНИЕ 55 Для старшеклассников и студентов. Перед изучением очередной темы на следующем занятии повторите все другие (ранее изученные) темы из этого предмета. Повторите темы, связанные по смыслу с предстоящей новой темой на занятии. Повторение можно проводить путем простого перечитывания. Также эффективно повторение вспомогательных тем сопровождать формулированием вопросов по текстам.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт