Предмет и задачи дидактики

§ 1. Происхождение, эволюция и значение понятия «дидактика»

§ 2. Общая и частные дидактики

§ 3. Предмет и задачи дидактики

§ 4. Основные понятия дидактики

§ 5. Методы дидактических исследований

В деятельности человека обучение всегда играло исключительно важную роль. Так было тогда, когда оно носило случайный, интуитивный характер и сводилось главным образом к случайной передаче информации и подражанию; так было и позже, когда обучение превратилось в целенаправленный, систематический и планомерный процесс и возникла школа. Однако в течение долгого времени обучение не было предметом теоретического анализа и исследования, а потому и не имело своей теории. Лишь XVII век принес в этой области важные перемены: именно тогда теория обучения получила особое название и были заложены основы первой в истории научно обоснованной системы дидактической деятельности.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ДИДАКТИКА»

По своему происхождению слово дидактика восходит к греческому языку, в котором didaktikos означает «поучающий», a didasko — «изучающий». Насколько известно, оно было введено в употребление в 1613 г. в Германии. Именно тогда Кристоф Хельвиг и Йохим Юнг, анализируя деятельность известного языковеда и сторонника обучения на родном языке Вольфганга Ратке (1571 — 1635), подготовили «Краткий отчет из дидактики, или Искусство обучения Ратихия» (Kurzer Bericht von der Didactica, oder Lehrkunst Wolfgangi Ratichii). Читать далее “ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ДИДАКТИКА»”

ОБЩАЯ И ЧАСТНЫЕ ДИДАКТИКИ

Дидактика как наука о преподавании и учении охватывает в своих исследованиях обучение по всем предметам и все уровни учебной работы. В связи с этим мы называем ее общей дидактикой или общей теорией преподавания и учения. На этот общий характер дидактики обратил внимание уже Я. А. Коменский, отразив его в названии своего труда, изданного в 1657 г., и определив дидактику как универсальное искусство обучения. Читать далее “ОБЩАЯ И ЧАСТНЫЕ ДИДАКТИКИ”

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ДИДАКТИКИ

Процесс обучения может носить систематический планомерный характер, а может быть и случайным, стихийным. Общая дидактика исследует прежде всего преподавание-учение как систематически и планомерно организованный процесс, реализуемый как в самом учебном заведении, так и за его пределами. Обучение может представлять собой интегральную часть институциональной учебной деятельности, реализуемой в учебных заведениях, на различного рода курсах и т. п. Оно может быть определенным образом связано с учебной работой, например с домашними занятиями учащихся, или же принимать форму сознательного, более или менее систематического самообразования. На самом деле в самообразовании преподаватель непосредственно не руководит работой ученика; чаще всего функцию такого руководства он реализует опосредованно, например как автор учебника, лектор, проводящий беседу по радио или телевидению, и т. п. Именно поэтому самообразование также является одним из аспектов предмета исследований дидактики. Читать далее “ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ДИДАКТИКИ”

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДИДАКТИКИ

Дидактика, как об этом уже говорилось в предыдущем параграфе, представляет собой науку о преподавании и учении, поэтому «преподавание» и «учение» относятся к числу ее основных понятий. Оба эти понятия, а особенно «преподавание», связаны с другими понятиями, такими, как «обучение», «образование», «самообразование» и «воспитание». В целях более подробного, чем в предыдущих параграфах, определения содержания понятия «дидактика», а также более детального описания предмета и главных задач этой научной дисциплины дадим теперь определения перечисленных выше понятий. Начнем с понятия «учение». Читать далее “ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДИДАКТИКИ”

МЕТОДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Общая дидактика пользуется не единственным методом, а целой системой различных методов с целью открытия существенно важных сторон, непосредственно или косвенно связанных с предметом ее исследований, т. е. с изучением дидактических систем, целей, содержания, процессов, принципов, методов, организационных форм, а также средств обучения. Систематизация, сравнение и анализ различных аспектов процесса обучения позволяют уточнять наблюдающиеся между ними количественные и качественные зависимости. Благодаря этому в дидактике устанавливаются и описываются объективно существующие устойчивые связи или отношения между признаками и событиями (состояниями вещей, процессами), наблюдающимися в реальном учебном процессе. Эти связи и зависимости носят причинно-следственный, структурный или функциональный характер. Читать далее “МЕТОДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ”