ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДИДАКТИКИ


Процесс учения

Признаки

Планомерность, систематичность (в случае окказионального — случайного — учения эти признаки не наблюдаются), активность учащегося субъекта, «нацеленность на результат»

Источник

Достаточно сильные мотивы, например стремление удовлетворить определенные познавательные потребности, решить ту или иную задачу и т. п.

Результаты

Приобретение учащимся субъектом определенных знаний, умений и навыков, влияющих или позволяющих сформировать новые формы поведения человека

Предмет

Природная, социальная, техническая и культурная действительность

Обучение. Об обучении (как и об учении) мы говорим как в том случае, когда оно выступает в виде случайного, так и тогда, когда оно представляет собой систематическое, планомерное и непосредственное руководство процессом учения. Во втором случае процесс учения в течение относительно длительного, порой многолетнего периода тесно связан с процессом преподавания. С учетом этого — на что уже обращалось внимание — оба эти процесса мы часто определяем с помощью общего названия и говорим о процессе преподавания-учения как о процессе обучения.

В этом процессе выступают наряду друг с другом, образуя целостность, не только действия, связанные с учением, т. е. с созданием условий, которые позволяют учащимся овладеть определенным количеством знаний, умений и навыков, но также и элементы контроля, благодаря которому эти условия могут быть рационально использованы. Преподаватель на основе наблюдения за ходом работы учеников, а также оценок достигнутых результатов может своими указаниями, наводящими вопросами, соответствующими •пояснениями и т. п. вносить коррективы в процесс учебной деятельности учеников. Таким образом, можно считать, что обучение включает, во-первых, учение, а во-вторых, преподавание, т. е. учение вместе с сопутствующим ему контролем и предпринимаемыми в связи с ним процедурами корректировки. Цель этих процедур — в предупреждении ошибок, которые могут возникнуть в процессе познания действительности, или в их ликвидации.

Результаты управляемого таким образом процесса учения, как правило, лучше, чем результаты «чистого» учения, лишенного систематического и непосредственного контроля со стороны учителя. Правда, учащийся, пользующийся исключительно учебником, работает с ним также под управлением (в этом случае осуществляется косвенное управление через автора книги), но ход и результаты работы ученика не являются предметом непосредственного, систематически осуществляемого контроля. Таким образом, учащийся неосознанно может допустить ошибки, которые затруднят всю его последующую работу и даже могут сделать невозможным достижение поставленной цели. Именно поэтому заочные учебные заведения, в которых учение преобладает над преподаванием, создаются главным образом для взрослых, уже обладающих развитыми навыками самоконтроля.

Чтобы преподавание, т. е. деятельность по организации учения и руководству самостоятельной работой учащихся, привело к достижению нужных результатов, преподаватель должен хорошо представлять себе, в чем состоит его руководящая роль в этом процессе. Он не должен отождествлять руководство со слепым повиновением и покорностью со стороны учащихся. Он должен постараться понять их психологию, быть по отношению к ним старшим товарищем, чутким и доброжелательным, проявлять терпение, контролировать самого себя, уметь всегда спросить самого себя, являются ли внутренние мотивы его поведения объективно обусловленными, не лежат ли в их основе какие-нибудь обиды, раздражение или усталость [см.: Myslakowski Z. 1970. S. 20].

Преподавать необычайно сложно. Об этом свидетельствует хотя бы присущее обучению диалектическое противоречие — в действительности являющееся источником дидактического прогресса — между стремлением обеспечить учителю руководящую роль в процессе обучения с одновременным сохранением полной самостоятельности мышления и действий учеников. О том же свидетельствует и факт, что в преподавании почти всегда дают себя знать воспитательные моменты: оно определено целями, содержанием, личностью учителя, характером исходных знаний учащихся, материально-технической базой учебного заведения и множеством других факторов. Наконец, о сложности процесса обучения свидетельствует то, что оно реализуется в различных видах деятельности, какими являются демонстрация, практическая деятельность и т. п., преподавание значительно сокращает время собственно учения, основанного на непосредственном познании, обеспечивает решение множества задач — готовит к овладению новым материалом, упорядочивает этот материал, углубляет знания и закрепляет их и т. п. Преподавание носит пропедевтический или научный, систематический или экземпляристский, дисциплинарный или междисциплинарный характер и т. п. Все это приводит к тому, что преподавание выступает основой процесса институционального учебно-воспитательного воздействия на детей, молодежь и взрослых, имеющего огромное значение как для развития каждой личности, так и для всего общества. Обучение, как правило, процесс длительный: во многих промышленно развитых странах в форме так называемого обязательного школьного обучения оно продолжается 10, 11 и даже 12 лет, причем все большая часть молодежи не ограничивает свое образование только обязательным уровнем.

Образование. Результатом процесса обучения является прежде всего, а иногда даже исключительно, овладение учениками системой определенных знаний и умений; однако этот процесс может существенным образом повлиять на всестороннее развитие учащихся. В первом случае мы будем иметь дело с обучением «информационным и приобщающим» (пример — изучение иностранного языка). Во втором же случае процесс обучения не сводится только к передаче учащимся знаний из определенных областей науки, техники и культуры, к формированию определенных умений и навыков, но и включает в себя развитие интересов и способностей к познанию, мышления, наблюдательности, развитие внимания, памяти и воображения. Кроме того, целью такого обучения является формирование у учащихся основ научного мировоззрения, приобщение их к систематическому и самостоятельному приобретению знаний, к индивидуальной и коллективной познавательной деятельности, привитие учащимся ценностных норм поведения, словом, всесторонне интеллектуальное развитие детей, молодежи и взрослых, которое сложным образом связано с эмоциональным развитием и формированием волевых качеств личности.

Понимаемый таким образом процесс «образовывающего обучения», или проще — процесс образования, определяет «как направление передачи знаний и умений, так и путь развития мышления» [Nawroczynski В. S. 54]. Благодаря ему становится возможным формирование человека, владеющего знаниями, которые не только представляют собой результат его интеллектуальной деятельности, но и определяют его отношение к действительности, линию его поведения. Этот процесс охватывает все целенаправленные, планомерные и систематические учебно-воспитательные воздействия на учащихся, обеспечивая получение общего или профессионального образования.

Первая из названных задач решается в рамках общего образования, которое связано с процессом, состоящим «в ознакомлении учеников с достижениями культуры, на копленными человечеством, с важнейшими законами, определяющими развитие природы и жизнь общества, с использованием этих законов в разных областях жизни, а также с формированием умений пользоваться этими законами на практике» [Okon W. 1970. S. 9].

Конечным результатом этого процесса и является общее образование, которое должно быть «индивидуально организованным и осознанным процессом усвоения системы знаний, а не ее механическим отражением… не энциклопедической мозаикой разных наук, а их продуманной подборкой, необходимой для понимания всей целостности жизни» [Myslakowski Z. 1970. S. 36].

Профессиональное образование, в свою очередь, связано с процессом передачи учащимся определенного объема знаний по конкретной специальности, связанной с определенной областью профессиональной деятельности. Основу этого процесса составляет общее образование, а результатом является получение определенной профессии. Такое образование включает приобретение учащимися специальных знаний и умений, которые при наличии соответствующих способностей и склонностей учащиеся могут развить, совершенствовать и закрепить в ходе своей профессиональной практики.

Образование, как и обучение, учение и преподавание, может быть организовано и направлено непосредственно и косвенно. При непосредственном управлении руководство осуществляет учитель, который следит за реализацией поставленных целей обучения. Деятельность учителя осуществляется в контакте с другими учителями, родителями учащихся, с детскими и молодежными организациями и т. д. В ходе косвенно управляемого обучения руководящую роль может сыграть автор учебника, научно-популярной книги, статьи, радиопередачи, телевизионной программы, учебного фильма и других источников знаний, которыми учащийся пользуется в своей самостоятельной работе, направленной на познание окружающего его мира и обогащение в результате такого познания своей собственной личности. Такого типа учение называется самообразованием. Оно охватывает собственные усилия учащегося, не подвержено внешнему контролю и осуществляется главным образом на основе собственной, самостоятельно разработанной программы. Именно поэтому основными условиями успешного самообразования являются систематические самоконтроль и самооценка.

В отличие от изучения, учения и преподавания, которые могут носить случайный, разовый характер, получение образования всегда планомерно, систематично и целенаправленно, потому что уже сама реализация его целей требует планомерных, систематических и длительных усилий. Без этих усилий нельзя обеспечить получение учащимися полноценного общего или профессионального образования. Кроме того, этот процесс сознательно реализуется организованными специально для этого учреждениями, среди которых основная роль принадлежит школе. Разделяя же образование на общее и профессиональное, мы исходим из посылки, что первое должно быть областью деятельности общеобразовательной школы (начальной и средней), а второе — различных профессиональных учебных заведений. При этом между названными типами образования не должно быть ни противоречий, ни острых граней, потому что общее образование служит необходимой основой для профессионального образования и одновременно само изменяется под влиянием характерной для нашего времени научно-технической революции. Именно как следствие этой революции естествознание и математика, а также технические дисциплины заняли прочное и очень важное место в программах общего образования, которое еще не так давно носило сугубо гуманитарный характер.

Все особенности образования присущи и самообразованию, хотя его источником и выступают потребности личности, исполнителем — сама личность, стремящаяся углубить свои знания путем индивидуального изучения интересующего ее материала или совместно с другими лицами, которые ставят перед собой аналогичные цели. Результатом самообразования также является получение образования, которое может носить как общий, так и специальный, профессиональный характер.

Характер и качество образования зависят от множества факторов, среди которых — если речь идет о получении образования, управляемом непосредственно, — важное место принадлежит работе школы и учителя. В свою очередь, конечный результат самообразования зависит от способностей, трудолюбия, а также от достаточно сильных побудительных мотивов к учебе самого учащегося.

Воспитание. Полное развитие личности человека, особенно в социалистическом обществе, не может ограничиваться исключительно формированием интеллекта, а также эмоциональных и волевых процессов, обусловливающих его функционирование. Кроме общего и профессионального образования — определенных знаний, умений и навыков, широких интересов и способностей, основ научного мировоззрения — человек должен обладать чувством ответственности за сегодняшний день и будущее своего народа, проявлять готовность к эффективному труду и активному участию в воплощении в жизнь гуманистических идеалов социализма. Кроме того, человек социалистического общества должен быть чутким, дисциплинированным, он должен обладать высокими моральными качествами, эстетическим вкусом, словом быть всесторонне развитым человеком.

Нельзя достигнуть такого воспитательного идеала только благодаря усилиям школы. Образование дается не только в школе, которая является очень важным, но не единственным (особенно в настоящее время, в период широкого распространения средств массовой информации) источником воспитательных воздействий, но и за ее пределами: в семье, в среде сверстников, в детских и молодежных организациях, в трудовом коллективе и т. д. Поэтому необходимым условием всестороннего развития личности является координированная воспитательная деятельность различных организаций и лиц. Именно такая деятельность необходима для того, чтобы воспитание стало процессом, характеризующимся единством целей, содержания, организации и средств, чтобы осуществляющийся под влиянием внешних и внутренних факторов процесс воспитания готовил учеников как к «изменению мира», так и к преобразованию самих себя.

Воспитательные воздействия могут быть ориентированы на отдельного ученика в рамках системы «воспитатель — воспитанник» или на группу учащихся (в системе «воспитатель — воспитанники»). Эти воздействия или даже целые их системы, например системы параллельного, непрерывного и других видов воспитания, обычно осуществляются определенными учреждениями, которые придают им характер целенаправленных и сознательно реализуемых процессов. Среди этих учреждений школа наряду с семьей играет особо важную роль, ибо именно она призвана определять и обеспечивать реализацию основных задач воспитания в ходе тщательно продуманного, длительного процесса и согласовывать этот процесс с различными внешкольными учебными и воспитательными воздействиями на учащихся.

Отсюда следует, что воспитание можно понимать широко, включая в него все воздействия общественной и природной среды на человека, в том числе спонтанные и случайные влияния других людей или групп, влияние природы, климата и т. д. Кроме того, воспитание можно определять как институциональную деятельность, целью которой является формирование основных черт личности, т. е. системы определенных ценностей, убеждений и принципов поведения. Второе понимание, более узкое и более конкретное, чем первое, в настоящее время почти повсеместно принято педагогами. В соответствии с ним воспитание — понятие более общее, чем образование, так как им охвачены различные стороны личности воспитанника: интеллектуальная, моральная, волевая, эстетическая и физическая; образование же главным образом, хотя и не исключительно, преследует цель интеллектуального развития учащихся, а обучение имеет целью передачу определенной системы знаний, умений и навыков, кстати также обусловленных задачами воспитания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт