СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

§1. Общественные, профессиональные и культурные требования к содержанию обучения

§2. Научные требования к содержанию обучения

§3. Педагогические теории отбора содержания обучения

§4. Учебный план и программы обучения

§5. Учебная литература

Для достижения целей учебно-воспитательной работы, рассмотренных в предыдущей главе и связанных с формированием всесторонне развитых, творческих и активных личностей, необходимо, чтобы образование обладало соответствующим содержанием. Это содержание определяется совокупностью основных знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся, а также характером практических занятий, предусмотренных для овладения учащимися за годы, проведенные ими в учебном заведении.

Содержание обучения, будучи главным средством учебно-воспитательного воздействия на детей, молодежь и взрослых, должно отражать как текущие, так и перспективные потребности общества, а также отдельных личностей.

Именно эти потребности и определяют процесс отбора содержания и включения его в программы учебных заведений разных типов и уровней. Кроме того, содержание обучения Должно отвечать требованию научности, а также соответствовать принятой в данной системе образования программной концепции.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОБУЧЕНИЯ

Подготовка молодежи к активному участию в общественной, профессиональной и культурной жизни — несомненно правильная, хотя и очень общая форма, в которой представлены цели воспитания. Чтобы уточнить дидактические и воспитательные задачи школы и тем самым облегчить отбор содержания обучения, обеспечивающего решение этих задач, приведенное выше понимание целей воспитания нужно конкретизировать, придав им более практический характер.

Попытку такой конкретизации предпринял Ян Щепаньский, который выделил в жизни общества следующие сферы: политическая деятельность граждан, их участие в реализации демографической политики государства, профессиональная и культурная деятельность, участие в жизни неформальных групп (товарищеские группы, различные профессиональные объединения, клубы и т. п.), наконец, процессы самообразования и самовоспитания, отвечающие устремлениям и запросам личности. Анализ функций каждой из этих сфер деятельности определяют как конкретные цели учебно-воспитательной работы, частично следующие из рассмотренных в предыдущей главе, так и тесно связанное с ними содержание обучения. Читать далее «ОБЩЕСТВЕННЫЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОБУЧЕНИЯ»

НАУЧНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОБУЧЕНИЯ

Содержание обучения должно удовлетворять строгим требованиям научности, ибо знания и умения, которыми учащиеся овладевают в школе, в качестве компонентов их научного мировоззрения определяют их активное отношение к действительности, выступая условием их приобщения к деятельности по преобразованию этой действительности. Все это было бы невозможным, если бы программы обучения содержали устаревший или не соответствующий действительности материал. Читать далее «НАУЧНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОБУЧЕНИЯ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ

Среди многочисленных теорий отбора содержания учебного материала к важнейшим относятся концепции дидактического материализма, дидактического формализма, дидактического утилитаризма, проблемно-комплексная концепция, концепции структурализма, экземпляризма, функционального материализма и теории дидактического программирования.

Дидактический материализм (экциклопедизм)

Автором названия этой теории стал ее решительный противник, гербартист Ф. В. Доэрпфельд, который в 1879 г. издал книгу «Дидактический материализм» (Der didaktische Materialismus).

Сторонники этой теории считали, что основная цель школы состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Это убеждение еще в XVII столетии разделял Я. А. Коменский, Много лет своей жизни посвятивший работе над учебником, в котором он хотел поместить все знания, необходимые для учащихся. Аналогичным образом понимал дидактическую функцию школы и современник Коменского английский поэт и историк Джон Мильтон (1608—1674); в изданном в 1644 г. «Трактате о воспитании» он рекомендовал, чтобы в течение 9 лет (от 12 лет до 21 года жизни) ученик в широком объеме овладевал знаниями и умениями в области таких предметов, как родной язык, изучал пять иностранных языков, библейскую историю, историю церкви, право, астрономию, естественную историю, агрономию, географию, всеобщую историю, навигацию, архитектуру, медицину, этику, политику, риторику и логику. В том же духе составил свой букварь немецкий педагог Иоган Бернард Баседов (1723? — 1790), который в отличие от Комен-ского адресовал этот учебник значительно более узкому кругу читателей, о чем свидетельствует само название книги, изданной в 1770 г.: «Букварь для молодежи из лучших состояний и их друзей» (Das Elementarbuch fur die Jugend una ihre Freunde in gesitteten Standen). Читать далее «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ»

УЧЕБНЫЙ ПЛАН И ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ

Принятый обществом воспитательный идеал, служащие его реализации цели учебно-воспитательной работы, новейшие достижения и тенденции развития науки, закономерности, определяющие процесс обучения, продолжительность и организация этого процесса, а также принятая теория отбора и построения учебного материала — таковы факторы, которые в конечном счете определяют вид учебных планов и программ общеобразовательной и профессиональной школ.

Учебный план для общеобразовательной или профессиональной специализированной школы содержит полный перечень изучаемых в ней предметов, их распределение по отдельным годам обучения, а также количество часов, выделяемых на изучение каждого предмета как за все время учебы в школе, так и в отдельных классах. Такой план выступает в качестве основы при разработке учебных программ по отдельным предметам. Читать далее «УЧЕБНЫЙ ПЛАН И ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ»

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Содержание обучения, общую форму которого определяют учебные планы и программы, подробно представлено в школьных учебниках. Именно поэтому учебники нужно рассматривать в качестве одного из важнейших дидактических средств. От их уровня, способа передачи информации, подбора упражнений зависят их дидактические функции. В свою очередь, умение преподавателей и учащихся пользоваться этими средствами оказывает значительное влияние на конечные результаты учебно-воспитательной работы школы. Конечно, нельзя считать учебник единственным средством учебной работы, так как в этом случае знания, которыми овладел бы ученик, оказались бы вербальными, малооперативными и непрочными. Читать далее «УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА»