Развитие личности в шестилетнем возрасте

Полноценное развитие личности ребенка в условиях школы является залогом его успешного учения и дальнейшего его психологического развития.

Основные направления развития личности в период перехода от дошкольного возраста к младшему школьному – это формирование положительного отношения к школе, сознательных мотивов учения, правильной самооценки, умения и желания участвовать в коллективной деятельности. Предпосылки этих качеств в той или иной мере сформированы уже к началу шестилетнего возраста. Все это создает основу готовности детей к учению.

Данные психологических исследований о развитии предпосылок указанных качеств личности у шестилетних детей являются одним из обстоятельств, которые обосновывают возможность и необходимость начала обучения в шестилетнем возрасте. Однако дальнейший ход развития этих качеств, развитие готовности к учению будет зависеть от того, какие формы и содержание учебно-воспитательной работы будут иметь место в школе.

Рассмотрим вопросы формирования названных качеств личности более подробно. Читать далее “Развитие личности в шестилетнем возрасте”

Формирование предпосылок учебной деятельности

Учебная деятельность – то есть сознательная деятельность по усвоению знаний, умений и навыков складывается постепенно. Его формирование протекает на протяжении всего периода обучения в младших классах, а последующее совершенствование продолжается и в дальнейшем. В задачи обучения шестилетних детей входит лишь формирование некоторых исходных предпосылок формирования учебной деятельности. Важнейшими из них являются: высокий уровень активности, инициативы, самостоятельности в учебной работе; уважительное отношение к учителю, стремление выполнять его задания; достаточно высокий уровень производительности, т.е. умение сосредотачивать внимание на поставленной задаче, умение планировать и контролировать собственные действия в соответствии с этой задачей. Читать далее “Формирование предпосылок учебной деятельности”

Умственное развитие в шестилетнем возрасте

Психологические исследования показывают, что в шестилетнем возрасте достигает высокого уровня развития образное мышление, то есть умение наглядно представить себе разные объекты и их преобразования. Наряду с подробными детализированными образами шестилетний ребенок может использовать в мышлении и схематические обобщенные образы, отражающие различные связи и отношения между объектами. Например, ребенок может решить задачу типа “ветер сдул с цветка два лепестка, а три лепестка осталось; сколько лепестков было у цветка?”, наглядно представив себе оставшиеся лепестки в виде трех точек, обведенных кругом, а “сдутые” – в виде двух точек, находящихся вне этого круга. Сосчитав в”уме” точки (“лепестки”), он получит ответ: “пять”.

В шесть лет начинается развитие логического мышления, позволяющего строить умозаключения, делать правильные выводы из предложенных данных. “Логическое” решение приведенной задачи осуществляется путем рассуждения: “Лепестки, которые были у цветка, – это опавшие и оставшиеся вместе; значит, нужно к трем оставшимся лепесткам прибавить два опавших – получится пять”. Читать далее “Умственное развитие в шестилетнем возрасте”

Методика наблюдения за психическим развитием шестилетних детей

Работа над развитием детей должна сочетаться с постоянным наблюдением учителя за продвижением учащихся в развитии.

Знакомство учителя со своими будущими учениками может начинаться уже в период зачисления детей в школу. При зачислении целесообразно провести беседу с ребенком и его родителями.

Сначала надо дать ребенку осмотреться в новой для себя ситуации и лишь затем приступать к беседе. Желательно, чтобы во время разговора с ребенком родители сидели поодаль, у него за спиной (чтобы он общался не с ними, а с педагогом). Беседуя с особо застенчивым и робким ребенком, можно предложить кому-либо из родителей сесть рядом с ним, взять за ручку, чтобы успокоить. Надо следить, чтобы родители не отвечали за ребенка, не подсказывали ему ответ (бывают случаи, когда приходится просить их выйти из комнаты, однако нужно делать это очень тактично). Читать далее “Методика наблюдения за психическим развитием шестилетних детей”