ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ. Содержание.

§ 1. Цели воспитания

§ 2. Цели общего образования

§ 3. Цели профессионального образования

§ 4. Примеры конкретизации целей образования

§ 5. Связь целей образования с целями воспитания

Любая сознательная деятельность всегда направлена на достижение определенных целей. Содержание этих целей во многом определяется условиями их реализации, а также средствами, которыми при этом располагают. Это касается и целей педагогической деятельности, о которых пойдет речь в настоящей главе.

ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ

Цели воспитания представляют собой своего рода равнодействующую социально-политических и экономических отношений общества, присущего ему уровня развития науки, техники и культуры, национальных традиций, прогрессивного наследия человечества и т. д. Одни цели стояли перед воспитанием в обществах прошлого, например в феодальном и раннекапиталистическом, совсем другие ставят общества, современные нам, особенно социалистическое. Пример. Для классовых обществ типичным было наличие как бы двух направлений в просвещении и воспитании. Высокий уровень просвещения был предназначен для детей представителей имущих классов, а просвещение на элементарном уровне охватывало учащихся, происходящих из неимущих классов и групп населения. Читать далее “ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ”

ЦЕЛИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основной целью общего образования, тесно связанной с рассмотренными в предыдущем параграфе целями воспитания, является обеспечение всем учащимся оптимального с учетом их возможностей — интеллектуального развития.

Безусловно, данная цель выступает не сама по себе, а в единстве С целями воспитания (особенно воспитания социально-нравственного и эстетического), направленными на формирование личности ученика в целом, а не только ее определенных аспектов. Существование различных сторон развития личности ни в коей мере не означает, что каждая из них может выступить в качестве особой области отдельных воспитательных воздействий. В действительности эти различные стороны тесно связаны между собой и только в своем единстве образуют цельную личность. Именно в связи с этим социально-нравственное воспитание обычно включает элементы эстетического образования и воспитания; последние, в свою очередь, охватывают воспитательные воздействия, стимулирующие социально-нравственное и интеллектуальное развитие личности учащегося. Так же обстоит дело и с обучением, потому что и оно, как подтверждает школьная практика, тем эффективнее, чем больше ориентировано на формирование целостной личности ученика, а не только на развитие его мышления. Читать далее “ЦЕЛИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ”

ЦЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цели, преследуемые при получении общего образования, также определяют деятельность различных профессиональных учебных заведений, потому что и они обязаны дать ученикам систематизированные знания о действительности, сформировать у них основы научного мировоззрения, приучить к самообразованию и развивать их способности и интересы. Однако в профессиональной школе эти цели достигаются в ходе изучения другой совокупности учебных предметов по сравнению со школой общеобразовательной. Такое положение является следствием того, что учащиеся профессиональных учебных заведений, продолжая получать общее образование, в ходе учебы должны приобрести и квалификацию, необходимую для определенной профессиональной деятельности. Читать далее “ЦЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ”

ПРИМЕРЫ КОНКРЕТИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ

С середины 50-х годов нашего столетия, т. е. с момента возникновения программированного обучения, анализу которого будет посвящена 8 глава, наблюдается явная тенденция к трактовке целей и задач обучения через конечные результаты, допускающие объективную количественную и качественную оценки. Эта тенденция относится прежде всего к первой цели общего образования, т. е. к ознакомлению учащихся с основами систематизированных знаний о природе, обществе, технике и культуре, хотя встречаются попытки такой конкретизации и остальных целей учебного процесса. В соответствии с этой тенденцией цели образования выступают в качестве необходимых условий планирования всей педагогической деятельности учебного заведения, деления учебного материала на методические единицы и отдельные уроки, а также для контроля и оценки результатов работы учащихся. Считается, что успех в решении этих задач в немалой мере зависит от того, будет ли дидактическим целям придан вид общих или просто обобщенных характеристик, ориентирующих деятельность преподавателя, или же они будут выражены в виде точного описания планируемых перемен в знаниях и умениях учащихся. В связи с этим рекомендуется, чтобы вместо общих утверждений о том, что учащиеся данного класса должны с определенным уровнем понимания овладеть некоторым законом, положением и т. п., разрабатывались полные перечни тех знаний, умений и навыков, усвоение которых является условием действенного овладения данным законом или положением. Эти знания следует проверять с помощью объективных методов и средств. Читать далее “ПРИМЕРЫ КОНКРЕТИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ”

СВЯЗЬ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ С ЦЕЛЯМИ ВОСПИТАНИЯ

Правильная реализация рассмотренных целей обучения является одним из важнейших факторов, предопределяющих успех воспитательной работы в общеобразовательной и профессиональной школах. Особенное значение она имеет для решения таких воспитательных задач современного образования, как формирование у учеников уважения к труду и трудящимся, приобщение их к различным формам коллективной деятельности, развитие у них патриотических и интернациональных чувств и убеждений и т. д. Реализация этих целей позволяет осуществить не только главную цель воспитания, каковой является достижение так называемого воспитательного идеала, но и производные от него общие цели — всестороннее развитие личности, формирование требуемых гражданских позиций и убеждений, а также специальные цели — ознакомление учеников с определенными фактами, формирование у них навыков выполнения определенных видов деятельности и т. д. Мы полагаем, что воспитание, находясь в диалектической связи с учебной деятельностью, связано главным образом — хотя и не исключительно — с формированием у учащихся основных качеств личности, которые характеризуют устремления человека, его отношение к миру и самому себе, его социальные и нравственные позиции, взгляды и убеждения. Читать далее “СВЯЗЬ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ С ЦЕЛЯМИ ВОСПИТАНИЯ”