ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Содержание.

  1. Постановка вопроса.
  2. Исторический характер задач и содержания образования.
  3. Теории содержания образования в буржуазной педагогике.
  4. Основные положения теории содержания общего образования в советской школе.
  5. Принципы построения учебного плана советской школы.
  6. Учебный предмет.
  7. Особенности современного содержания общего и политехнического образования.

 

1. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА

Чему учить в общеобразовательной школе? Едва ли можно назвать другой вопрос дидактики, вокруг которого на протяжении веков велась такая острая теоретическая, идейно-политическая борьба, как вокруг проблемы содержания образования. Это и понятно: ведь от содержания образования подрастающего поколения зависит и уровень культуры народа, и характер мировоззрения, и общий уровень развития молодежи, и ее подготовленность к жизни, труду. А в том или ином решении этих вопросов кровно заинтересованы различные классы общества, государства. Читать далее “1. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА”

2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ЗАДАЧ И СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Задачи и содержание образования не остаются неизменными, одинаковыми для всех исторических эпох. Они изменяются под влиянием требований жизни. Определяющее влияние на содержание школьного образования во все исторические эпохи оказывали требования производства и связанные с ним состояние науки, потребности и интересы господствующего класса. Для работы на предприятиях с примитивной техникой достаточно было начального образования. По мере развития крупного машинного производства работнику требовалось все больше знаний. Их нужно было еще больше все увеличивающемуся командному составу производства и сферы обслуживания — техникам, инженерам, торговым и счетным работникам и т. д. Содержание школьного образования постепенно расширялось и обогащалось, но для разных социальных групп в различной степени. Это естественно, так как в условиях эксплуататорского общества образование носит сословный или классовый характер. Используя образование в своих целях, господствующие классы дают гораздо больший объем знаний своим детям и ограничивают содержание образования в школах, предназначенных для детей трудящихся. Читать далее “2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ЗАДАЧ И СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ”

3. ТЕОРИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В БУРЖУАЗНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Опыт, накопленный человечеством и отраженный в многочисленных науках и искусствах, огромен. Никакая школа не в состоянии передать его в полном объеме подрастающему поколению. Из большого запаса знаний приходится отбирать лишь немногое, самое необходимое, существенное. Какими же теоретическими положениями следует руководствоваться, чтобы произвести этот выбор? Читать далее “3. ТЕОРИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В БУРЖУАЗНОЙ ПЕДАГОГИКЕ”

4. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ

Советская дидактика разрабатывает теорию содержания общего образования на основе марксистско-ленинской методологии, творчески используя прогрессивные идеи передовых общественных деятелей и педагогов прошлого. Особенно ценные мысли о сущности и значении общего образования в домарксистский период были высказаны революционными демократами, видевшими в образовании могучее оружие освободительной борьбы трудящихся, важнейшее средство всестороннего развития личности. Вспомним, например, как понимал сущность образования Н. Г. Чернышевский: образованным человеком можно назвать того, кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление. Три качества — обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств, необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова. Читать далее “4. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ”

5. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПЛАНА СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ. Гармоническое сочетание основ естественно-математических и гуманитарных наук.

Важнейшим документом, определяющим содержание образования, является учебный план. Вопрос о принципах построения учебного плана общеобразовательной школы вызывал и до сих пор продолжает вызывать среди педагогов всего мира большие споры. Читать далее “5. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПЛАНА СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ. Гармоническое сочетание основ естественно-математических и гуманитарных наук.”

6. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

В школе изучаются математика, физика, химия, биология, география, история и другие учебные предметы, носящие название соответствующих наук. Это дало в свое время повод для утверждений о том, что школьные учебные предметы представляют собой сокращенные и упрощенные копии соответствующих наук и что изучать учебный материал в школе надо в той же системе, в какой он излагается в науке. Конечно, в учебный предмет входят основы соответствующей науки. Под основами науки при этом понимают важнейшие факты, понятия, законы, теории, методы, язык науки и ее практическое применение, отобранное в соответствии с целями обучения и возрастными возможностями учащихся. Но неправомерно ставить знак равенства между учебным предметом и основами наук, полностью отождествлять эти понятия. Не во всех учебных предметах основы наук составляют главное их содержание. Например, в таких учебных предметах, как родной и иностранный языки, основы языкознания занимают сравнительно небольшое место, а главное внимание уделяется умениям, необходимым для практического пользования. То же самое можно сказать и о черчении, рисовании, музыке, физкультуре. Читать далее “6. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ”

7. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО И ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Бурное развитие науки и техники предъявляет высокие требования к научному уровню содержания общего образования. В последние годы во всех странах мира проводится работа по пересмотру содержания общего образования в целях повышения его научного уровня. В Советском Союзе к работе по перестройке содержания образования, составлению нового учебного плана, программ и учебников были привлечены крупные ученые, лучшие методисты и учителя. Читать далее “7. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО И ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ”