КАК СПРАВИТЬСЯ С КАПРИЗАМИ. 4 ОШИБОЧНЫЕ ЦЕЛИ РЕБЕНКА

Содержание

  1. От автора
  2. Четыре ошибочные цели ребенка: в чем причины детского непослушания и капризов?
    1. Борьба за внимание
    2. Борьба за власть
    3. Месть
    4. Уклонение
  3. Профилактика детских капризов: почему именно сказки?
  4. Как без капризов уложить ребенка спать?
  5. Как ходить в детский сад без капризов?
  6. Как избежать капризов за едой?
  7. Как избежать капризов при купании?
  8. Как одеться без капризов?
  9. Как избежать капризов на прогулке?
  10. Откуда берется детская ревность и как с ней справиться?
  11. Что такое детская ревность?
  12. Как мы воспринимаем старших и младших детей?
  13. Как отражается порядок рождения на характере и поведении ребенка?
  14. Конкуренция между старшим и младшим ребенком в семье.
  15. Кто виноват?
  16. Диагностика детской ревности
  17. Приложение. Практикум рассказчика

Что такое детский каприз и как с ним бороться? Как без капризов уложить ребенка спать? Как отучить капризничать за едой, при купании и на прогулке?

Как сделать, чтобы малыш с удовольствием ходил в детский сад? Вот лишь часть вопросов, ответы на которые вы найдете здесь. Любой родитель научится при помощи простых, весёлых и эффективных терапевтических сказок превращать «капризные» ситуации в ситуации успеха.

Эти статьи о том, что такое детский каприз и как с ним «бороться». Как без капризов уложить ребенка спать? Как сделать так, чтобы малыш ходил в детский сад с удовольствием? Как отучить детей капризничать за едой, при купании и на прогулке? Откуда берется детская ревность и как с ней справиться? Любой родитель, прочитав «Как справиться с капризами», научится при помощи простых, веселых и эффективных терапевтических сказок превращать «капризные» ситуации в ситуации успеха. Кроме того, автор научит вас сочинять свои собственные сказочные истории, поможет освоить мастерство рассказчика и стать лучшим другом своему ребенку.

Для родителей, бабушек, дедушек, воспитателей, учителей и практических психологов.

Читать далее “КАК СПРАВИТЬСЯ С КАПРИЗАМИ. 4 ОШИБОЧНЫЕ ЦЕЛИ РЕБЕНКА”

ЗАБЛАГОВРЕМЕННОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.

Часто бывает так, что родители планируют дела в соответствии с необходимостью, обстоятельствами, не ставя детей в известность о порядке следования и времени предполагаемых мероприятий. Читать далее “ЗАБЛАГОВРЕМЕННОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.”

УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ.

Иногда бывает так, что поведение ребенка портится и начинает причинять беспокойство родителям. Открытое замечание, сделанное в этот момент, может спровоцировать конфликт.

Например:

На прогулке мама и ребенок присоединяются к группе родителей и играющих детей. Через некоторое время мама обращает внимание на то, что ее сын вмешался в игру, перекраивает правила, борется с недовольнымипревращает мирную детскую площадку в поле боя.

К сожалению, в подобной ситуации многие мамы пытаются дистанцироваться и устраниться: сначала они очень громко делают замечания своим детям, затем также громко начинают жаловаться на их неуправляемое поведение. Сами помутители спокойствия, заслышав подобные высказывания в свой адрес, наращивают интенсивность «плохого» поведения. Им не остается ничего другого, как соответствовать озвучиваемым представлениям своих мам о них самих и своем поведении. Читать далее “УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ.”

СОБЛЮДЕНИЕ ДОГОВОРЕННОСТЕЙ.

Причинами конфликтов часто бывают несовпадение ожиданий взрослого и ребенка.

Например:

Мама отправляется в магазин за молоком, а для ребенка это означает, что нужно купить ему маленькую машинку. Оказавшись на кассе, мама (с пакетом молока) замечает, что ее ребенок с машинкой. В результате взрослый и малыш неизбежно вступают в конфликт, потому что их ожидания от посещения магазина вошли в противоречие.

Эффективный способ справиться с этой проблемой — договориться с ребенком заранее. Если вы собираетесь в магазин, заранее обсудите с ребенком список покупок или сумму, которую готовы потратить на его нужды. К предварительной договоренности можно будет апеллировать в том случае, если недопонимание в магазине все-таки возникнет. Главное здесь — ваше умение держать слово. Если вы не сдержите его или пересмотрите, не согласовав с ребенком изменения, ребенок не станет вам доверять в дальнейшем и откажется идти навстречу. Читать далее “СОБЛЮДЕНИЕ ДОГОВОРЕННОСТЕЙ.”

ПОВЕДЕНИЕ, КОТОРОЕ НЕ ИЗМЕНИТЬ.

К. Кволс в книге «Воспитание без наказания» приводит такой пример:

У одной мамы четверо детей, которые упорно рисовали мелками на стенах, невзирая ни на какие увещевания. Тогда она оклеила детскую комнату белыми обоями и сказала, что они могут рисовать на них осе, что захотят. Когда дети получили это разрешение, то, к великому маминому облегчению, стали ограничивать той рисунки пределами детской комнаты. Читать далее “ПОВЕДЕНИЕ, КОТОРОЕ НЕ ИЗМЕНИТЬ.”

СИТУАЦИЯ ВЗАИМНОГО ВЫИГРЫША.

Предъявляя какие-либо требования к ребенку, мы часто не задумываемся над тем, что он с гораздо большим энтузиазмом отнесется к нашим предложениям, если мы изменим основной мотив: вместо «потому что так сказала мама» предложим нечто иное, приятное и полезное для самого ребенка. Читать далее “СИТУАЦИЯ ВЗАИМНОГО ВЫИГРЫША.”

УМЕНИЕ ВЕЖЛИВО ОТКАЗЫВАТЬ.

Некоторые конфликты возникают из-за того, что наши дети не приучены вежливо отказывать. Большинству из нас не разрешали отказывать своим родителям, а когда ребенку не позволяют сказать «нет» прямо, он делает это косвенно. Дети могут отказывать своим поведением.

Пример: Жалуется мама двенадцатилетнего сына…

Неужели это трудно запомнить? Я регулярно напоминаю ему поставить свой телефон заряжаться, он кивает, говорит: «Сейчас поставлю». В итоге я на следующий день не могу ему дозвониться, его батарея разряжена.

В данной ситуации ребенок не может открыто возразить против давящего контроля мамы или хотя бы попросить ее пересмотреть свою позицию. Поэтому для выражения своего протеста ребенок выбирает такую витиеватую форму: если «забыть» зарядить телефон, то мама не сможет проконтролировать. Для ребенка настолько важен этот момент, что он готов пойти даже на то, что никто из друзей также не сможет ему дозвониться. Читать далее “УМЕНИЕ ВЕЖЛИВО ОТКАЗЫВАТЬ.”

ПРАВО НА НЕГАТИВНЫЕ ЧУВСТВА.

Иногда бывает так, что конфликтная ситуация все-таки выходит из-под контроля, и негативные чувства уже успевают возникнуть.

Например:

Мама просит ребенка собрать игрушки в комнате, потому что скоро придет бабушка. Для мамы очень важно, чтобы бабушка (мама мужа) увидела порядок в доме. Ребенок игнорирует мамины просьбы, так как занят другим деломон готовит для бабушки сюрприз. Для ребенка это более важное занятие, поэтому отвлечься в настоящий момент на собирание игрушек он не может совершенно. После третьего замечания мама начинает «закипать». Читать далее “ПРАВО НА НЕГАТИВНЫЕ ЧУВСТВА.”

НЕОЖИДАННЫЙ ПОСТУПОК.

Наша обычная реакция на плохое поведение ребенка — это именно то, что он ожидает от нас. Неожиданный поступок может сделать ошибочную цель ребенка ненужной и бессмысленной.

Пример:

Шестилетняя девочка с астмой в анамнезе и серьезным курсом реабилитации регулярно в ответ на замечания и просьбы родителей отвечала: «Не говорите мне так, сейчас как кашлять начну». На маму, которая испытывала некоторое чувство вины перед ребенком за его нездоровье, этот аргумент всегда производил безотказное действие и вынуждал отказаться от своих требований. Но однажды папа вместо привычных уступок сказал: «Хорошо, я тоже буду кашлять! Ты готова? Начинаем!». Дочь настолько растерялась, что беспрекословно выполнила требование папы. Через некоторое время слово «Кашляем ?» стало условным знаком в семейном сленге, призывающим ребенка обратить внимание на свое поведение. Читать далее “НЕОЖИДАННЫЙ ПОСТУПОК.”

Месть

Месть — это ошибочная детская цель, которая, как и предыдущие ошибочные цели, определяется взрослыми по собственному состоянию, по чувству, которое возникает в ответ на действие ребенка. Наверняка в каждом родительском опыте есть такие случаи, когда одно и то же поведение ребенка становилось источником различных родительских чувств. Читать далее “Месть”