ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ШЕСТИЛЕТНИМИ УЧАЩИМИСЯ

Воспитание учащихся – процесс непрерывный. Начинаясь на уроках, оно продолжается на внеклассных занятиях, в группах продленного дня, в семье. Успех воспитания в большей мере зависит от осуществления преемственности в работе всех этих звеньев. Воспитатель группы продленного дня должен хорошо представлять себе, что дети узнали, чему научились, чем овладели на уроках, а учитель в своей последующей работе должен опираться на результаты работы воспитателя. Если такая; преемственность нарушается, то в воспитании происходит как бы “топтание на месте” и дети не получают достаточного развития. То же самое можно сказать и о связи с семьей – в семье должны продолжаться, дополняться все линии воспитания, реализуемые в школе. Читать далее “ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ШЕСТИЛЕТНИМИ УЧАЩИМИСЯ”

Содержание воспитательной работы

Содержание воспитательной работы группируется вокруг тех же тем, что представлены в действующей программе воспитания школьников . Ниже дается краткое раскрытие содержания работы по этим темам в классах с шестилетними учащимися.

Развитие представлений детей о Родине и окружающем мире.

Темой предусматривается сообщение знаний и воспитание у детей уважения к государственному флагу, гербу и гимну СССР; углубление в соответствии с возможностями возраста представлений о величии, красоте и богатстве нашей Родины, о дружбе представителей разных национальностей, о законе советской жизни “Один за всех, все sa одного”. Во время бесед, чтения книг, просмотра иллюстраций и открыток, в играх-путешествиях дети знакомятся с жизнью народов союзных республик тружеников городов и сел нашей страны. Читать далее “Содержание воспитательной работы”

Воспитание прилежного отношения к учению

Учение на многие годы станет для детей основным видом деятельности, поэтому в системе воспитания шестилетних школьников одной из основных задач является формирование у них положительного, заинтересованного отношения к учению. Решая ее, не следует ограничиваться совокупностью методов и приемов, стимулирующих интерес к учебе в процессе собственно учебной деятельности. В поддержании интереса к учению, в создании атмосферы уважения к учению, к личности учащегося, эмоционально окрашенного отношения к процессу приобретения знаний должны участвовать все воспитывающие силы. Учитель постоянно показывает детям заинтересованность в том, чтобы они лучше учились, своей верой в их силы и готовностью прийти на помощь в трудный момент. Воспитатель группы продленного- дня во время экскурсий, прогулок, сюжетно-ролевых игр специально создает такие ситуации, ставит перед детьми такие задачи, решая которые» школьники вынуждены применять полученные на уроках знания. Читать далее “Воспитание прилежного отношения к учению”

Воспитание интереса к общественно-политическим событиям в стране

В этой работе с детьми одной из важнейших форм являются рассказы взрослых о главных событиях, которые происходят в стране, о трудовых делах, о подвигах защитников нашей Родины – воинах Советской Армии. Взрослые читают школьникам книги о В.И.Ленине, ребята узнают о его любви к детям, о справедливом отношении к людям. Ко дню рождения В.И.Ленина – 22 апреля – разучивают стихи, песни о великом вожде. Дети на доступном им уровне узнают, почему весь народ страны советов отмечает праздники: 7 октября – День Конституции, 23 февраля – День Советской Армии, 7 ноября – День Великой Октябрьской Социалистической революции, 9 мая – День Победы, 8 марта – Международный женский день, I мая – День международной солидарности трудящихся. Дети участвуют в подготовке и проведении этих праздников в школе: разучивают стихи, песни, смотрят детские телепередачи, кинофильмы, обмениваются впечатлениями с товарищами, готовят подарки близким людям, шефам, школе. Читать далее “Воспитание интереса к общественно-политическим событиям в стране”

Воспитание коллективизма, умения строить свои отношения со сверстниками в совместной деятельности

В этих целях активно используются игры, коллективное выполнение работы на пришкольном участке, подготовка к праздникам. Дети учатся справедливо распределять обязанности между собой, добросовестно выполнять свою часть работы, не нарушать правила игры. В командных подвижных играх приучаются заботиться не только о своих личных результатах, но и общекомандных. Учатся справедливо оценивать свои результаты в игре, труде и результаты товарищей, радоваться чужим достижениям, давать оценку тактично, выделяя прежде всего достоинства, а не недостатки. Читать далее “Воспитание коллективизма, умения строить свои отношения со сверстниками в совместной деятельности”

Методы и организационные формы воспитания

Возникает вопрос, как осуществлять нравственное воспитание шестилетних школьников, какие методы, способы применять учителю и воспитателю, чтобы обеспечить успешность своей воспитательной деятельности. Прежде всего нужно подчеркнуть, что основная нагрузка в осуществлении указанных линий воспитательной работы с шестилетними школьниками ложится на учителя и воспитателя группы продленного дня, хотя, как уже и говорилось, немаловажной формой или этапом в развертывании воспитательного процесса является и продолжение воспитания в семье. Задачи нравственного воспитания должны охватывать как формирование знаний о нравственных нормах, так и формирование опыта нравственного поведения, развития чувств. Для обеспечения действенной взаимосвязи между воспитательной работой учителя и воспитателя группы продленного дня необходимо совместное планирование. При составлении планов воспитательной работы необходимо определять воспитательные задачи как на. длительный, так и ближайший срок. При общности воспитательных задач методика организации внеурочной деятельности учащихся, несмотря на необходимость продолжить начатое на уроках, должна отличаться от методики воспитания на уроках. Ни один вид работы с детьми в условиях продленного дня не следует превращать в продолжение урока или в дополнительный урок по какой-либо теме, надо искать оригинальные и увлекательные формы, обладающие эмоциональным воздействием на школьников, пробуждающие у них активность и заинтересованность, вызывающие радость и удовлетворение. Из сказанного никоим образом не следует, что па силе эмоционального воздействия на детей урок должен уступать внеклассным занятиям. Радость и удовлетворение должны присутствовать и на уроке. Различие между уроком и внеклассными занятиями определяются лишь видами деятельности, имеющими место в том и другом случае. Читать далее “Методы и организационные формы воспитания”

ПРИМЕРНЫЕ РАЗРАБОТКИ ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ “Мы слушаем осень”

Цель – обобщение впечатлений ребят, полученных в процессе наблюдения за изменениями в окружающей природе; показать детям, как в произведениях искусства выражаются типические состояния осенней природы и связанные с ними настроения человека. Через художественные образы вызвать у детей эстетический восторг от красоты осенней природы, от щедрости и богатства ее красок и звуков, побудить школьников любить природу и бережно относиться к ней.

Подготовка к этому занятию исподволь ведется в течение всего предшествующего времени: во время прогулок, экскурсий в природу. Воспитатель заостряет внимание детей на многообразии звуков осени: ребята слушают шуршание листьев, голоса еще не улетевших птиц, звучание капель дождя, шум ветра. В мастерской “Умелые руки” школьники делают красочные осенние букеты из листьев, украшают помещение, устраивают выставку рисунков, готовят себе красивое убранство: шапочки, украшенные листочком, костюмы на тему “Осень” (которые могут делаться вместе с родителями). Читать далее “ПРИМЕРНЫЕ РАЗРАБОТКИ ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ “Мы слушаем осень””

Занятия по интересам

Это форма организации деятельности, призванная помочь детям найти любимое дело, побудить их к творчеству. Такие занятия проходят в обстановке необычности. Красочные афиши возвещают, что скоро для детей откроют двери “Домик Карандаша и Кисточки”, “Комната Буратино”, “Мастерская Винтика и Гвоздика”, “Теремок” и “Музыкальный уголок”. Количество, таких творческих комнат зависит от наличия помещения – учебных и игровых комнат, музыкального класса. Целесообразно объединить детей параллельных подготовительных классов, и тогда количество помещений удвоится.

Занятия в творческих комнатах одновременно проводят оба воспитателя или учителя,привлекаются библиотекарь и учитель музыки, а также, по возможности, родители детей и старшеклассники. За несколько дней до занятия педагоги рассказывают детям, что в “Домике Карандаша и Кисточки” можно нарисовать и сделать коллективное панно из засушенных листьев, в “Комнате Буратино” дети будут учить интересные стихи и в костюмах их инсценировать, в “Мастерской Винтика и Гвоздика” из конструкторов можно будет сделать ракету или “машину будущего”, в “Музыкальном уголке” будет создан оркестр детских музыкальных инструментов, в “Теремке” можно научиться изготовлять из соломки, шишек и веточек поделки, научиться печь вафли. Некоторые дети сразу записываются у учителя в тот или иной уголок, другим надо дать время подумать, а некоторым и помочь выбрать себе занятие. Читать далее “Занятия по интересам”

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ИХ С ВОПРОСАМИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Родители шестилетних детей – самый молодой родительский контингент в школе. Работа по их педагогическому просвещению имеет особое значение: чтобы воспитательная работа, осуществляемая школой, находила поддержку в семье, родители должны быть хорошо осведомлены обо всех направлениях этой работы.

Еще до начала учебного года учитель и воспитатель посещают семьи своих учеников, беседуют с родителями и детьми. Знакомятся с жилищными условиями, в которых живут дети, узнают о составе семьи, занятиях родителей, выясняют, посещал ли ребенок детский сад, как он там себя чувствовал, общается ли с детьми во дворе, чем интересуется, какие обязанности может выполнять по дому: как относится к своим братьям и сестрам. Эти первые сведения о. детях очень важны для организации и проведения воспитательной работы с учащимися 6-летнего возраста.

Очень важно, чтобы с первых дней знакомства между педагогами и родителями сложились отношения, основанные на взаимном уважении, доверии, искренности. А для этого необходимо единое понимание задач и методов коммунистического воспитания, общность взглядов на развитие детей, умение находить индивидуальный подход к ребенку с учетом сильных сторон его личности. От учителя должны исходить советы родителям по различным направлениям воспитания детей. Читать далее “РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ИХ С ВОПРОСАМИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ”

Воспитание у детей добрых чувств

План беседы

  1. Воспитание доброты – это предупреждение эгоизма и черствости у детей.
  2. Воспитывать действенную доброту.

Ребенок не рождается добрым или злым. Таким он становится в зависимости от воспитания, условий жизни, примера окружающих.

В семье ребенок приобретает первый опыт нравственных отношений, именно здесь закладываются основы доброты, внимательности, чуткости, заботливости по отношению к людям, умение делить с другими счастье и горе.

Маленькие дети в семье, естественно, пользуются большой любовью, о них заботятся, все лучшее отдается им. Но если ребенка одновременно не учат заботиться о других, он постепенно становится эгоистом, начинает требовать все лучшее для себя. Бездушие становится чертой его характера. Воспитывает деятельность, а не назидание, поэтому родители должны поручать детям заботиться о других поиграть с младшим братом или сестрой, выполнить просьбу старших, даже, если надо оторваться от своих дел. Если в семье есть животное (кошка, собака, черепаха, аквариум с рыбками), часть заботы о них надо возложить на 6-летнего ребенка. Если дома имеются комнатные цветы, важно, чтобы ребята сами ухаживали за ниш. Забота о живых бессловесных веществах будет способствовать воспитанию ответственности за чужую жизнь. Читать далее “Воспитание у детей добрых чувств”