ДИДАКТИКА. ПРИЕМЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Настоящая методика является результатом исследовательской работы, в которой рассматриваются способы обучения приемам учебной работы в курсах физической географии.
В пособии изложены способы обучения приемам чтения карт —  физической, тектонической и ряда специальных, приемам, использования текста учебника. Большое место занимает методика обучения самостоятельному установлению причинно-следственных связей, сравнению, обобщению.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Читать далее “ДИДАКТИКА. ПРИЕМЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ”

ВВЕДЕНИЕ

Физическая география в средней школе выполняет ряд важных образовательных и воспитательных функций. Она обеспечивает знание различных особенностей природы земного шара, материков и нашей страны. Учащиеся узнают о разнообразных процессах, происходящих в природе, о тех закономерностях, которым подчинено их возникновение и развитие. Полнее, чем какой-либо другой учебный предмет., физическая география знакомит подрастающее поколение с одной из важнейших проблем нашего времени, затрагивающей буквально каждого человека, — проблемой охраны природы, взаимодействия природы и человеческого общества. Вполне закономерно, что в Основном Законе нашей страны — в недавно принятой Конституции СССР —вопросы охраны природы получили широкое отражение. Читать далее “ВВЕДЕНИЕ”

ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ

Роль приемов учебной работы в обучении физической географии

Понятие «прием учебной работы». Как известно, в процессе, обучения выделяют две взаимосвязанные стороны: деятельность учителя — преподавание и деятельность учащихся — учение. Изучая развитие познавательной деятельности учащихся, являющейся основой учения, известный советский психолог Е, Н. Кабанова-Меллер выделила в ней три взаимосвязанных компонента:

  •  овладение знаниями;
  •  овладение приемами (способами) учебной работы;
  •  овладение навыками.

Читать далее “ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ”

Система приемов учебной работы в курсах физической географии

Свою роль приемы учебной работы могут выполнить в полной мере при условии, если они будут представлять собой систему. Под такой системой следует понимать совокупность, приемов учебной работы, обеспечивающих формирование поставленных целей обучения и воспитания. Она представляет собой составную часть содержания- школьной географии, и ее разработка — такое же важное дело, как и определение содержания системы географических знаний. Читать далее “Система приемов учебной работы в курсах физической географии”

Основные пути формирования приемов учебной работы

Процесс формирования приемов учебной работы по физической географии идет так же, как и по многим другим школьным предметам. Вместе с тем он имеет ряд отличий, связанных со спецификой курсов географии, последовательностью их изучения, используемыми источниками знаний, отведенным программой временем и др.

К числу общих особенностей относятся:

  1.  формирование приемов на основе теоретических знаний, в состав которых входят основные понятия, ведущие идеи, связанные с ними закономерности, факторы развития отдельных компонентов природы;
  2.   необходимость системы упражнений для усвоения приемов, особенно сложных по составу действий и содержанию соответствующих географических понятий;
  3.   опора на усвоенные ранее знания и приемы, их учет и использование на более высоком уровне и в новых связях. Для физической географии важны знания и умения из курса природоведения, связь с математикой, историей, биологией, физикой. При этом межпредметные связи следует рассматривать не только применительно к знаниям, как это обычно практикуется, но и к приемам учебной работы;
  4.   процесс обучения предполагает успешное управление им со стороны учителя. До сих пор обучение многим приемам, особенно сравнению, нахождению причинно-следственных связей, обобщению, формулированию выводов, осуществлялось «попутно» с усвоением географических знаний. В новой методике географий, существенное внимание уделяется практическим работам, но и они рассматриваются преимущественно как средство усвоения знаний. Программа не может указать весь объем практических работ, необходимых для обучения тому или иному приему, однако поурочное и тематическое планирование ориентировано лишь на выполнение практических работ, указанных в программе, хотя их недостаточно для овладения многими приемами.

Читать далее “Основные пути формирования приемов учебной работы”

ГЛАВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО КУРСАМ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ

Показатели усвоения приемов. Для усвоения большинства, географических приемов необходима система самостоятельных работ, от тренировочных упражнений до выполнения творческих заданий. Упражнение — это повторное выполнение какой-либо деятельности с целью ее закрепления и совершенствования. Упражнения необходимы на первых этапах обучения приемам. Учителя знают, что даже показ объекта по карте нуждается в неоднократном повторении. Постепенное усложнение заданий приводит к росту самостоятельности школьников, одновременно с усвоением приемов в процессе выполнения самостоятельных работ учащиеся овладевают географическими знаниями, развивается их мышление, возрастает активность и самостоятельность. Читать далее “ГЛАВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО КУРСАМ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ”

ЧТЕНИЕ ТОПОГРАФИЧЕСКИХ ПЛАНОВ И КАРТ

Тесная связь школьной географии с картой — одно из главных положений методики географии. Нет необходимости подробно говорить о значении карты для изучения географии в школе, оно достаточно хорошо выяснено. Назовем лишь ее самые важные дидактические функции:

  1. Карта служит одним из важнейших источников географических знаний и поэтому часто рекомендуется для активизации обучения и самостоятельной работы учащихся.
  2. Карта является основой для формирования различных приемов ее чтения, использование которых делает карту источником географических знаний.
  3. Работа с картой дает возможность познакомить школьников с методами географических исследований, прежде всего картографическим.

Читать далее “ЧТЕНИЕ ТОПОГРАФИЧЕСКИХ ПЛАНОВ И КАРТ”

1-й урок. Понятие о плане местности. Условные знаки. Чтение условных знаков на плане.

Цели и задачи урока: продолжить формирование понятия о плане как условном изображении местности на бумаге; начать обучение определению местных предметов по условным знакам плана (приемдм чтения условных знаков); из курса природоведения повторить материал о значении плана и карты.

Оборудование: стенная таблица «Изображение местности на аэрофотоснимке и карте». При отсутствии таблицы используется план местности в атласе для V класса, с. 2. Читать далее “1-й урок. Понятие о плане местности. Условные знаки. Чтение условных знаков на плане.”

ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ ЧТЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАРТ

Физические карты — наиболее употребительные в курсах географии V—VII классов. Они позволяют рассматривать географическое положение, рельеф, климатообразующие факторы, особенности внутренних вод, зависящие от поверхности, и т. д. Поэтому приемы чтения физической карты довольно разнообразны. К ним относятся:

  •  способы определения географического положения точек объектов: определение географических координат, показ границ объектов, ориентирование по параллелям и меридианам и по сторонам горизонта;
  •     измерительные приемы: определение протяженности объектов, расстояний между ними по масштабу и градусной сети, их площадей, высоты местности, глубин океанов и морей;
  •     приемы описания рельефа как компонента природного комплекса, его отдельных форм, морей и океанов, рек и озер и др.

Читать далее “ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ ЧТЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАРТ”

Обучение приему описания географического положения территории в VI—VII классах

Основные отличия этих курсов от предыдущего состоят в следующем:

  1. Здесь впервые дается научное определение понятия «географическое положение». Учебники полно раскрывают его содержание, включающее признаки положения относительно других объектов и математических линий.
  2. Одновременно происходит формирование двух взаимосвязанных понятий —«географическое положение» вообще и «географическое положение» конкретной территории — Африки, Австралии, Урала, Западно-Сибирской равнины и др. Такой подход повышает осознанность знаний при условии, если учитель повторяет содержание Понятия на всем протяжении курсов.
  3. В VI—VII классах осуществляется в основном обучение самостоятельному описанию географического положения территории. Оно идет одновременно с формированием соответствующего понятия. –
  4. Начиная с VI класса учащиеся используют специальные планы описания положения по карте. Они постепенно изменяются вместе с усложнением понятия: добавляются новые объекты, влияющие на природу территории, относительно которых следует определять положение!

Читать далее “Обучение приему описания географического положения территории в VI—VII классах”