1-й урок. Понятие о плане местности. Условные знаки. Чтение условных знаков на плане.


Цели и задачи урока: продолжить формирование понятия о плане как условном изображении местности на бумаге; начать обучение определению местных предметов по условным знакам плана (приемдм чтения условных знаков); из курса природоведения повторить материал о значении плана и карты.

Оборудование: стенная таблица «Изображение местности на аэрофотоснимке и карте». При отсутствии таблицы используется план местности в атласе для V класса, с. 2.

В процессе изучения нового материала можно выделить три учебных звена.

  1.     Значение планов и карт. Подводя итоги проверки домашнего задания, учитель сообщает, что из своих путешествий и экспедиций географы привозят составленные ими планы и карты мест, которые они видели и описали. Планы, и карты дают возможность познакомиться с новыми местами тем, кто там не был. Особенно ценными в строительстве, в сельском хозяйстве являются планы небольших участков земной поверхности, так как на них местность изображена очень подробно. Учащимся, предлагается вспомнить, зачем нужны географические карты. Обычно они хорошо знают назначение географических карт и легко отвечают на этот вопрос. В заключение учитель говорит, что большое хозяйственное значение имеет и план местности. Прежде чем построить дом, фабрику, завод, составляют план той местности, где намечена стройка. Каждый колхоз и совхоз имеет план своих земель. Чтобы успешно изучать географию, также, необходимо хорошо уметь читать планы и карты. Подчеркнем, что значение планов и карт здесь рассмотрено, разносторонне; как результат изучения местности, в. хозяйственной деятельности населения, для изучения географии в школе.
  2.     План — условное изображение местности. Учащимся знакомо определение плана, поэтому изучение второй части нового материала начинается с вопроса: что называется планом? Из курса природоведения учащиеся вспоминают, что план — это чертеж земной поверхности в уменьшенном виде. Учитель уточняет определение: «План —это чертеж небольшого участка земной поверхности, сделанный в масштабе». С помощью стенной таблицы «Изображение местности на аэрофотоснимке и карте» учитель показывает, что местность можно изобразить не. только на плане, но и на фотографии, на рисунке, т. е. по-разному. В чем же их различие? Сравним изображение местности на плане и на рисунке. С помощью беседы учащиеся подводятся к выводу: на плане отдельные предметы изображены условными знаками, на рисунке предметы имеют разную величину в зависимости от того, как далеко они находятся от наблюдателя. По рисунку нельзя точно измерить расстояния, а по плану можно. Переходя к аэрофотоснимкам, учитель поясняет, что с самолета, из космоса можно за короткое время снять большую территорию. На основе аэрофотоснимков делают планы и карты. Затем план местности сравнивают с аэрофотоснимком. Учащиеся убеждаются, что аэрофотоснимок изображает местность сверху, как и план, но по нему нельзя узнать ни пород деревьев, ни высоты местности, ни названий селений. Учащиеся делают вывод: план полнее изображает местность, чем рисунок и аэрофотоснимок.
  3.  Ознакомление с приемами чтения условных знаков. Далее учащимся предлагается установить, что можно узнать по плану о местности. Школьники указывают, что по плану можно узнать расположение различных предметов, определить стороны горизонта, направления и расстояния. Все это полезно записать в тетради.

После этого учитель ставит перед классом цель — научиться читать план местности — и предлагает сначала познакомиться с условными знаками. Он поясняет, что различные местные предметы надо указывать по отношению к другим соседним предметам. Учитель предлагает классу вопросы по плану из атласа (с. 3): как называются населенные пункты на вашем плане? Где находится лес? Какие деревья в нем растут? Какая река протекает по деревне Поречье? Где расположены колодцы? Какая дорога соединяет селения Поречье и Ладогино?

В заключение беседы учитель делает вывод, что по условным знакам можно узнать, какие предметы расположены в той или иной местности, в каком направлении друг от друга, на каком расстоянии. Он подчеркивает, что хорошо читать план может лишь тот, кто твердо знает условные знаки местных предметов, и предлагает дома выучить несколько условных знаков, например моста, плотины, редкого леса, кустарника.

Как видно из содержания плана, уже с первого урока по теме можно начать обучение его чтению. На последующих уроках рассматриваются ориентирование на местности, понятие об азимуте, измерении и изображении расстояний и др., дается количественная характеристика предметов, изображенных условными знаками.

Использование топографического плана при изучении оболочек Земли. Наряду с физической картой полушарий и СССР для формирования общих географических понятий можно использовать, хотя и ограниченно, планы местности. При этом продолжается формирование приемов их чтения. На планах местности особенно подробно изображены элементы рельефа и поверхностнее воды. При использовании планов открываются возможности наглядно показать условные знаки природных объектов и

существенные признаки понятии, например отсутствие резких повышений и понижений на равнинах, высоту равнины над уровнем моря и др.

Можно также установить условия образования и развития природных объектов и явлений: расположение оврагов в понижениях рельефа, наиболее подверженных размывающему действию воды; образование крутых берегов реки и отложений песка на мелководных участках русла; соседство болота и озера как показатель зарастания водоема и т. д. Так, при изучении темы «Происхождение, использование и охрана подземных вод» учитель знакомит школьников с условными знаками родника, ключа и просит найти их на плане местности в приложении к учебнику. В конце урока для закрепления материала предлагаемся отыскать на плане местности родник в овраге, из которого вытекает ручей Змейка, и ответить на вопросы: в какой части оврага находится родник? Почему родник образовался в средней, части оврага?

На основе топографического плана могут быть предложены и решены различные познавательные задачи. Например, при закреплении понятия о причинах образования болот возможны следующие задания:

  •     Почему по обеим сторонам реки Белой расположено болото? (Атлас, с. 2).
  •     Как изменяется озеро Тихое? (Атлас, с. 3).
  •     Чем объяснить образование болот в вашей местности?

Решение подобных задач предполагает учет ряда факторов, отсутствующих на плане. Ряд заданий имеет проблемный характер и обеспечивает умственное развитие школьников. Немаловажно, что использование топографических планов расширяет область применения карт в целом в V классе, где в связи с первоначальным характером обучения географии роль карт в усвоении географических понятий несколько меньше, чем в последующих классах. Усвоение ряда приемов чтения планов местности, определение расстояний, абсолютных высот местности, крутизны форм поверхности и др. облегчают переход к использованию этих приемов на мелкомасштабных картах, обеспечивая нужную преемственность в работе. Поэтому ряд заданий может быть выполнен одновременно по картам с крупным и мелким масштабом. Так, по горизонталям мелкомасштабной карты, как и на плане местности, выясняют одни и те же особенности рельефа: формы поверхности, их высоту, крутизну склонов. Надо подчеркнуть необходимость связных описаний, например, рельефа равнины, реки с указанием направления и скорости течения, ширины, мостов и гидротехнических сооружений. Таким образом, существуют значительные возможности обучения приемам чтения плана местности как в разделе «Изображение Земли на глобусе и картах», так и в последующих разделах.

Использование топографической карты в VI—VII классах

Работа с топографической картой в курсе географии материков. В атласе VI класса имеется топографическая карта, на которой изображена, горная территория. Она позволяет продолжит начатую в V классе работу по описанию природных объектов и явлений, установлению пространственных и причинных связей на основе плана местности. Теперь анализ топографической карты можно связать с задачей изучения природно-территориального комплекса. С этой целью предлагаются задания по описанию отдельных компонентов природы и установлению связи между ними. Такая работа возможна на уроках по теме «Альпы и Карпаты с прилегающими равнинами» или при изучении Средиземноморья.

Учащимся предлагаются такие вопросы и задания:

  1.  Найдите на топографической карте параллель и меридиан. Назовите их широту и долготу в градусах и минутах.
  2.  Покажите на физической карте Евразии местность, изображенною на топографической карте.
  3.  Найдите горные хребты на топографической карте.
  4.  Какой хребет самый высокий? У какого хребта наиболее расчленены склоны? На каких склонах этого хребта выпадает больше осадков? Чем это объяснить? Как это сказывается на растительности?
  5.  Где расположены населенные пункты? Чем объяснить их расположение?
  6.  На какой высоте находится селение Литтау?

Содержание вопросов показывает особенности использований топографической карты в VI классе. Сначала шестиклассники ориентируются в градусной сетке карты. Затем нужно связать топографическую карту с мелкомасштабной физической и только после этого можно выяснять природные и другие особенности местности и ее компонентов, устанавливать связи между ними.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт