Цели и задачи урока: продолжить формирование понятия о плане как условном изображении местности на бумаге; начать обучение определению местных предметов по условным знакам плана (приемдм чтения условных знаков); из курса природоведения повторить материал о значении плана и карты.
Оборудование: стенная таблица «Изображение местности на аэрофотоснимке и карте». При отсутствии таблицы используется план местности в атласе для V класса, с. 2.
В процессе изучения нового материала можно выделить три учебных звена.
- Значение планов и карт. Подводя итоги проверки домашнего задания, учитель сообщает, что из своих путешествий и экспедиций географы привозят составленные ими планы и карты мест, которые они видели и описали. Планы, и карты дают возможность познакомиться с новыми местами тем, кто там не был. Особенно ценными в строительстве, в сельском хозяйстве являются планы небольших участков земной поверхности, так как на них местность изображена очень подробно. Учащимся, предлагается вспомнить, зачем нужны географические карты. Обычно они хорошо знают назначение географических карт и легко отвечают на этот вопрос. В заключение учитель говорит, что большое хозяйственное значение имеет и план местности. Прежде чем построить дом, фабрику, завод, составляют план той местности, где намечена стройка. Каждый колхоз и совхоз имеет план своих земель. Чтобы успешно изучать географию, также, необходимо хорошо уметь читать планы и карты. Подчеркнем, что значение планов и карт здесь рассмотрено, разносторонне; как результат изучения местности, в. хозяйственной деятельности населения, для изучения географии в школе.
- План — условное изображение местности. Учащимся знакомо определение плана, поэтому изучение второй части нового материала начинается с вопроса: что называется планом? Из курса природоведения учащиеся вспоминают, что план — это чертеж земной поверхности в уменьшенном виде. Учитель уточняет определение: «План —это чертеж небольшого участка земной поверхности, сделанный в масштабе». С помощью стенной таблицы «Изображение местности на аэрофотоснимке и карте» учитель показывает, что местность можно изобразить не. только на плане, но и на фотографии, на рисунке, т. е. по-разному. В чем же их различие? Сравним изображение местности на плане и на рисунке. С помощью беседы учащиеся подводятся к выводу: на плане отдельные предметы изображены условными знаками, на рисунке предметы имеют разную величину в зависимости от того, как далеко они находятся от наблюдателя. По рисунку нельзя точно измерить расстояния, а по плану можно. Переходя к аэрофотоснимкам, учитель поясняет, что с самолета, из космоса можно за короткое время снять большую территорию. На основе аэрофотоснимков делают планы и карты. Затем план местности сравнивают с аэрофотоснимком. Учащиеся убеждаются, что аэрофотоснимок изображает местность сверху, как и план, но по нему нельзя узнать ни пород деревьев, ни высоты местности, ни названий селений. Учащиеся делают вывод: план полнее изображает местность, чем рисунок и аэрофотоснимок.
- Ознакомление с приемами чтения условных знаков. Далее учащимся предлагается установить, что можно узнать по плану о местности. Школьники указывают, что по плану можно узнать расположение различных предметов, определить стороны горизонта, направления и расстояния. Все это полезно записать в тетради.
После этого учитель ставит перед классом цель — научиться читать план местности — и предлагает сначала познакомиться с условными знаками. Он поясняет, что различные местные предметы надо указывать по отношению к другим соседним предметам. Учитель предлагает классу вопросы по плану из атласа (с. 3): как называются населенные пункты на вашем плане? Где находится лес? Какие деревья в нем растут? Какая река протекает по деревне Поречье? Где расположены колодцы? Какая дорога соединяет селения Поречье и Ладогино?
В заключение беседы учитель делает вывод, что по условным знакам можно узнать, какие предметы расположены в той или иной местности, в каком направлении друг от друга, на каком расстоянии. Он подчеркивает, что хорошо читать план может лишь тот, кто твердо знает условные знаки местных предметов, и предлагает дома выучить несколько условных знаков, например моста, плотины, редкого леса, кустарника.
Как видно из содержания плана, уже с первого урока по теме можно начать обучение его чтению. На последующих уроках рассматриваются ориентирование на местности, понятие об азимуте, измерении и изображении расстояний и др., дается количественная характеристика предметов, изображенных условными знаками.
Использование топографического плана при изучении оболочек Земли. Наряду с физической картой полушарий и СССР для формирования общих географических понятий можно использовать, хотя и ограниченно, планы местности. При этом продолжается формирование приемов их чтения. На планах местности особенно подробно изображены элементы рельефа и поверхностнее воды. При использовании планов открываются возможности наглядно показать условные знаки природных объектов и
существенные признаки понятии, например отсутствие резких повышений и понижений на равнинах, высоту равнины над уровнем моря и др.
Можно также установить условия образования и развития природных объектов и явлений: расположение оврагов в понижениях рельефа, наиболее подверженных размывающему действию воды; образование крутых берегов реки и отложений песка на мелководных участках русла; соседство болота и озера как показатель зарастания водоема и т. д. Так, при изучении темы «Происхождение, использование и охрана подземных вод» учитель знакомит школьников с условными знаками родника, ключа и просит найти их на плане местности в приложении к учебнику. В конце урока для закрепления материала предлагаемся отыскать на плане местности родник в овраге, из которого вытекает ручей Змейка, и ответить на вопросы: в какой части оврага находится родник? Почему родник образовался в средней, части оврага?
На основе топографического плана могут быть предложены и решены различные познавательные задачи. Например, при закреплении понятия о причинах образования болот возможны следующие задания:
- Почему по обеим сторонам реки Белой расположено болото? (Атлас, с. 2).
- Как изменяется озеро Тихое? (Атлас, с. 3).
- Чем объяснить образование болот в вашей местности?
Решение подобных задач предполагает учет ряда факторов, отсутствующих на плане. Ряд заданий имеет проблемный характер и обеспечивает умственное развитие школьников. Немаловажно, что использование топографических планов расширяет область применения карт в целом в V классе, где в связи с первоначальным характером обучения географии роль карт в усвоении географических понятий несколько меньше, чем в последующих классах. Усвоение ряда приемов чтения планов местности, определение расстояний, абсолютных высот местности, крутизны форм поверхности и др. облегчают переход к использованию этих приемов на мелкомасштабных картах, обеспечивая нужную преемственность в работе. Поэтому ряд заданий может быть выполнен одновременно по картам с крупным и мелким масштабом. Так, по горизонталям мелкомасштабной карты, как и на плане местности, выясняют одни и те же особенности рельефа: формы поверхности, их высоту, крутизну склонов. Надо подчеркнуть необходимость связных описаний, например, рельефа равнины, реки с указанием направления и скорости течения, ширины, мостов и гидротехнических сооружений. Таким образом, существуют значительные возможности обучения приемам чтения плана местности как в разделе «Изображение Земли на глобусе и картах», так и в последующих разделах.
Использование топографической карты в VI—VII классах
Работа с топографической картой в курсе географии материков. В атласе VI класса имеется топографическая карта, на которой изображена, горная территория. Она позволяет продолжит начатую в V классе работу по описанию природных объектов и явлений, установлению пространственных и причинных связей на основе плана местности. Теперь анализ топографической карты можно связать с задачей изучения природно-территориального комплекса. С этой целью предлагаются задания по описанию отдельных компонентов природы и установлению связи между ними. Такая работа возможна на уроках по теме «Альпы и Карпаты с прилегающими равнинами» или при изучении Средиземноморья.
Учащимся предлагаются такие вопросы и задания:
- Найдите на топографической карте параллель и меридиан. Назовите их широту и долготу в градусах и минутах.
- Покажите на физической карте Евразии местность, изображенною на топографической карте.
- Найдите горные хребты на топографической карте.
- Какой хребет самый высокий? У какого хребта наиболее расчленены склоны? На каких склонах этого хребта выпадает больше осадков? Чем это объяснить? Как это сказывается на растительности?
- Где расположены населенные пункты? Чем объяснить их расположение?
- На какой высоте находится селение Литтау?
Содержание вопросов показывает особенности использований топографической карты в VI классе. Сначала шестиклассники ориентируются в градусной сетке карты. Затем нужно связать топографическую карту с мелкомасштабной физической и только после этого можно выяснять природные и другие особенности местности и ее компонентов, устанавливать связи между ними.