ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы предусматривается коренное улучшение трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации школьников.

В начальных классах закладывается фундамент общетрудовой подготовки учащихся. Правильно поставленное трудовое воспитание и обучение младших школьников, непосредственное и систематическое их участие в посильном общественно полезном труде являются незаменимыми факторами выработки на этом этапе обучения осознанного отношения к учебе, нравственного и интеллектуального формирования личности, физического развития. Читать далее “ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА”

ПРОГРАММА. I класс (66 ч). ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД (36 ч). ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД.

Обработка бумаги (20 ч)

Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с бумагой, клеем, ножницами, кисточкой.

Технико-технологические сведения. Ознакомление с видами бумаги (писчая, рисовальная, газетная, оберточная). Бумага белая, цветная. Инструменты и приспособления, применяемые при обработке бумаги (карандаши, шаблон, гладилка, ножницы, кисть для клея, тряпочка для притирания).

Шаблон и его назначение (разметка и контроль). Экономия материала.

Технология обработки бумаги (разметка, складывание, резание бумаги ножницами, соединение деталей клеем). Беседа: «Что делают из бумаги?»

Опыты и наблюдения. Свойства бумаги (отношение к влаге, прочность). Читать далее “ПРОГРАММА. I класс (66 ч). ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД (36 ч). ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД.”

ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ (16 ч)

Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с бумагой, глиной (пластилином), природными материалами (шишки, желуди, мох и др.).

Инструменты и приспособления, применяемые при обработке бумаги, глины, природных материалов. Аппликации из бумаги.

Приемы работы с глиной (пластилином).

Способы обработки природных материалов. Читать далее “ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ (16 ч)”

II класс (70 ч) ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД (32 Ч)

Обработка бумаги и картона (16 ч)

Правила безопасности труда при работе с шилом, иглой, ножницами. Личная гигиена при работе с бумагой и картоном. Организация рабочего места.

Технико-технологические сведения. Знакомство с видами и основными свойствами бумаги, их значение при изготовлении изделий. Способы соединения деталей из бумаги и картона: клеем, нитками, проволокой.

Понятие о развертке. Инструменты и приспособления, применяемые при изготовлении изделий из бумаги и картона (ножницы, шило, иглы, гладилка, линейка, угольник, шаблоны, кисточка для клея и красок, карандаши простые и цветные, краски), их назначение и хранение. Читать далее “II класс (70 ч) ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД (32 Ч)”

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД (14 ч)

Осенние работы (4 ч)

Правила безопасности труда и личной гигиены во время работы на учебно-опытном участке.

Сведения по сельскохозяйственному труду. Правила сбора семян и способы их хранения. Подготовка классной делянки к осенней обработке почвы.

Практические работы. Сбор семян. Удаление остатков растений и мусора (перекапывают почву старшие школьники); сгребание опавших листьев и веток. Читать далее “СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД (14 ч)”

III класс (70 ч) ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД (30 ч)

Обработка бумаги и картона (12 ч)

Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с циркулем, шилом, швейными иглами, ножом.

Технико-технологические сведения. Виды картона, его свойства и назначение. Измерение линейкой. Разметка (по эскизу) с помощью линейки, угольника, циркуля и заданным размерам.

Сгибание бумаги и картона по линиям разметки, резание ножом с помощью фильцлинейки. Изготовление плоских и объемных изделий. Соединение деталей различными способами (клеем, нитками, мягкой проволокой). Оклеивание картона цветной бумагой. Читать далее “III класс (70 ч) ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД (30 ч)”

БЫТОВОЙ ТРУД (8 ч)

Обработка ткана (6 ч)

Правила безопасности труда и личной гигиены. Организация рабочего места.

Технико-технологические сведения. Свойства тканей растительного происхождения (шелк, шерсть). Изготовление выкройки (по образцу, эскизу, инструкционной карте). Виды стежков и швов: «строчка», «стебельчатый», «тамбурный».

Беседы: «Какие текстильные изделия мы знаем», «Назначение шелковых и шерстяных тканей».

Опыты и наблюдения. Сравнение ткани с бумагой (по прочности, гибкости, строению).

Практические работы. Изготовление выкройки, разметка ткани, сложенной вдвое, и раскрой ее, сшивание деталей из ткани швом «строчка», оформление «стебельчатым» и «тамбурным» швами.

Примерный перечень изделий. Нарукавные повязки для дежурных; мешочки (для завтрака, семян, обуви для уроков физкультуры), салфетки для завтраков, вышивка меток для одежды, прихватки (для кухни).

Уход за одеждой (2 ч) Ремонт одежды — наложение заплатки. Читать далее “БЫТОВОЙ ТРУД (8 ч)”

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД (16 ч)

Осенние работы (6 ч)

Правила, безопасности труда и личной гигиены при работе с граблями, лопатой.

Сведения по сельскохозяйственному труду. Правила сбора семян и способы их хранения. Уборка урожая. Осенняя обработка почвы.

Практические работы. Уборка урожая. Сбор семян растений, выращенных на делянке учебно-опытного участка. Подведение итогов работы за предыдущий год. Отбор экспонатов для школьной выставки.

Подготовка почвы на делянке, очистка учебно-опытного участка от остатков растений, внесение удобрений; перекопка почвы.

Весенние работы (6 ч) Читать далее “СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД (16 ч)”

IV класс (70 ч). ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД (30 ч)

Обработка бумаги и картона (8 ч)

Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с режущими и колющими инструментами.

Технико-технологические сведения. Переплетные работы. Материалы, применяемые в переплетных работах: картон, бумага, марля, коленкор, ледерин. Инструменты и приспособления: переплетный нож, фальцлинейка, шило, канцелярская игла, фальцовка (гладилка), сшивальный станок.

Изготовление плоских и объемных изделий из бумаги и картона по образцу, техническому рисунку и эскизу, собственному замыслу. Разметка деталей с помощью линейки, угольника, циркуля и циркуля-измерителя. Масштаб 1:1, 1:2.

Беседы: «Как изготавливают бумагу и картон?», «Как переплетают книги?»

Опыты и наблюдения: установление причин коробления картона при оклеивании его бумагой.

Практические работы. Анализ образца, технического рисунка, эскиза изготовляемых изделий; составление плана предстоящей работы; организация рабочего места; разметка с помощью чертежно-измерительных инструментов (угольник, циркуль, циркуль-измеритель); резание бумаги и картона ножницами и ножом, сборка изделий, проверка их в действии, самостоятельный контроль правильности выполнения заданий. Читать далее “IV класс (70 ч). ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД (30 ч)”

ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ (16 ч)

Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с резцом.

Способы конструирования выкроек для мягкой игрушки.

Первоначальные приемы резьбы по дереву. Чеканка. Мозаика. Коллаж и его назначение. (По выбору учителя.)

Практические работы. Конструирование выкроек для мягкой игрушки, рукавиц, передника; раскрой ткани, шитье, декоративное оформление изделий. Резьба по дереву, чеканка, мозаика. 

Примерный перечень изделий:

  • Мягкая игрушка (плоская, объемная);
  • рукавица для горячей посуды; передник;
  • однофигурная композиция (лепка);
  • декоративная мозаика; кухонная доска (резьба по дереву);
  • коллаж из ткани;
  • игрушки из различных материалов (олень, конь, жар-птица и пр.).

Внеклассная работа. Маски из папье-маше для кукольного театра; декоративная маска из ткани; костюмы для персонажей кукольного театра; сувениры из соломки, плетение, чеканка, ткачество, вязание, макраме.

Беседы: «Художественные промыслы в СССР», праздник «Искусство вокруг нас» с выставкой декоративно-прикладных изделий, выполненных детьми. Читать далее “ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ (16 ч)”