УСЛОВИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

§1. Условия модернизации системы образования.

§2. Условия модернизации процесса обучения.

§3. Практика начинаний по модернизации обучения. Читать далее “УСЛОВИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ”

УСЛОВИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В свете реформ, которые уже проведены во многих странах или только выдвинуты в различных документах как отдельных стран, так и международных ооганизаций, реформ, касающихся состояния просвещения и образования, обосновывается утверждение о том, что основу перестройки современных систем образования должны составить требования всеобщности обучения и воспитания, непрерывности образования, горизонтальной и вертикальной «проходимости» системы образования, широкого профиля подготовки, широкого фронта обучения и воспитания, гибкости систем образования, их адаптируемости к переменам, происходящим в области социальной, хозяйственной и культурной жизни. Эти требования, к раскрытию содержания которых мы теперь переходим, остаются в силе также и в условиях, характерных для нашей страны, с которыми они будут прежде всего соотнесены. Читать далее “УСЛОВИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ”

УСЛОВИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Анализируя школьную систему, мы остановились на требованиях, касающихся ее модернизации; теперь же в связи с анализом процесса обучения рассмотрим вопрос о том, что следовало бы сделать для модернизации этого процесса, для того, чтобы он стал более эффективным и полнее отвечал требованиям и возможностям нашего времени. Эта проблема неоднократно привлекала внимание дидактов. Именно в связи с попытками ее решения формулировались такие принципы обучения, как наглядность, сознательное и активное участие учеников в процессе обучения, доступность и постепенное нарастание трудности, систематичность, связь теории с практикой и т. п. В контексте таких попыток было проведено много экспериментальных исследований, среди которых особого внимания заслуживают новейшие исследования, касающиеся эффективности так называемых активных методов и организационных форм обучения. Читать далее “УСЛОВИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ”

ПРАКТИКА НАЧИНАНИЙ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Если рассмотренные выше условия перестройки учебно-воспитательных систем и в их рамках — школьных систем носят характер требований, то направления структурно-организационной перестройки системы образования, к рассмотрению которых мы теперь приступаем, относятся к действиям, уже предпринятым в промышленно развитых странах, в том числе и в Польше. В системе, определяемой отдельными уровнями институционального обучения и воспитания, выражением этой перестройки могут служить следующие факты. Распространение дошкольного воспитания. Этот момент находил и по-прежнему находит обоснование в тезисе о том, что рациональное воспитание детей в возрасте от 3 до 6 лет, необычайно хорошо поддающихся всяким учебно-воспитательным воздействиям, является обязательным условием их последующего гармоничного развития. Результаты исследований показывают, что большинство современных семей не обеспечивает своим детям такого воспитания. Это отмечается не только в неполных или неблагополучных семьях, но и в таких, в которых оба родителя работают вне дома и не имеют соответствующей педагогической подготовки. Поэтому распространение дошкольного воспитания нужно рассматривать как важный фактор, позволяющий выровнять образовательные шансы детей. С точки зрения дидактики и социализации детский сад, кроме того, является фактором, очень важным для развития всех воспитанников. Читать далее “ПРАКТИКА НАЧИНАНИЙ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ”