§1. Условия модернизации системы образования.
§2. Условия модернизации процесса обучения.
§3. Практика начинаний по модернизации обучения. Читать далее «УСЛОВИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»
УСЛОВИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
§1. Условия модернизации системы образования.
§2. Условия модернизации процесса обучения.
§3. Практика начинаний по модернизации обучения. Читать далее «УСЛОВИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»
В свете реформ, которые уже проведены во многих странах или только выдвинуты в различных документах как отдельных стран, так и международных организаций, реформ, касающихся состояния просвещения и образования, обосновывается утверждение о том, что основу перестройки современных систем образования должны составить требования всеобщности обучения и воспитания, непрерывности образования, горизонтальной и вертикальной «проходимости» системы образования, широкого профиля подготовки, широкого фронта обучения и воспитания, гибкости систем образования, их адаптируемости к переменам, происходящим в области социальной, хозяйственной и культурной жизни. Эти требования, к раскрытию содержания которых мы теперь переходим, остаются в силе также и в условиях, характерных для нашей страны, с которыми они будут прежде всего соотнесены. Читать далее «УСЛОВИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»
Анализируя школьную систему, мы остановились на требованиях, касающихся ее модернизации; теперь же в связи с анализом процесса обучения рассмотрим вопрос о том, что следовало бы сделать для модернизации этого процесса, для того, чтобы он стал более эффективным и полнее отвечал требованиям и возможностям нашего времени. Эта проблема неоднократно привлекала внимание дидактов. Именно в связи с попытками ее решения формулировались такие принципы обучения, как наглядность, сознательное и активное участие учеников в процессе обучения, доступность и постепенное нарастание трудности, систематичность, связь теории с практикой и т. п. В контексте таких попыток было проведено много экспериментальных исследований, среди которых особого внимания заслуживают новейшие исследования, касающиеся эффективности так называемых активных методов и организационных форм обучения. Читать далее «УСЛОВИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ»
Если рассмотренные выше условия перестройки учебно-воспитательных систем и в их рамках — школьных систем носят характер требований, то направления структурно-организационной перестройки системы образования, к рассмотрению которых мы теперь приступаем, относятся к действиям, уже предпринятым в промышленно развитых странах, в том числе и в Польше. В системе, определяемой отдельными уровнями институционального обучения и воспитания, выражением этой перестройки могут служить следующие факты. Распространение дошкольного воспитания. Этот момент находил и по-прежнему находит обоснование в тезисе о том, что рациональное воспитание детей в возрасте от 3 до 6 лет, необычайно хорошо поддающихся всяким учебно-воспитательным воздействиям, является обязательным условием их последующего гармоничного развития. Результаты исследований показывают, что большинство современных семей не обеспечивает своим детям такого воспитания. Это отмечается не только в неполных или неблагополучных семьях, но и в таких, в которых оба родителя работают вне дома и не имеют соответствующей педагогической подготовки. Поэтому распространение дошкольного воспитания нужно рассматривать как важный фактор, позволяющий выровнять образовательные шансы детей. С точки зрения дидактики и социализации детский сад, кроме того, является фактором, очень важным для развития всех воспитанников. Читать далее «ПРАКТИКА НАЧИНАНИЙ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ»