УСЛОВИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ


Анализируя школьную систему, мы остановились на требованиях, касающихся ее модернизации; теперь же в связи с анализом процесса обучения рассмотрим вопрос о том, что следовало бы сделать для модернизации этого процесса, для того, чтобы он стал более эффективным и полнее отвечал требованиям и возможностям нашего времени. Эта проблема неоднократно привлекала внимание дидактов. Именно в связи с попытками ее решения формулировались такие принципы обучения, как наглядность, сознательное и активное участие учеников в процессе обучения, доступность и постепенное нарастание трудности, систематичность, связь теории с практикой и т. п. В контексте таких попыток было проведено много экспериментальных исследований, среди которых особого внимания заслуживают новейшие исследования, касающиеся эффективности так называемых активных методов и организационных форм обучения.

Перечисленные выше принципы, а также выводы, вытекающие из проведенных исследований, по-прежнему остаются актуальными; без соблюдения этих принципов эффективное осуществление процесса обучения на современном уровне невозможно.

Так как анализу этих принципов в настоящем учебнике мы уделили много места, то здесь сконцентрируем внимание на требованиях, относящихся к главным участникам процесса обучения, т. е. к преподавателям, учащимся и студентам, а также к его основным компонентам, каковыми являются учебный материал, методы и средства, служащие его представлению.

Требование подготовки всех учителей на уровне высшего образования. Высшее образование желательно и даже необходимо учителю по многим причинам. Так, в связи с положением о гибкости школьной системы нужно, чтобы каждый учитель и с содержательной, и с методической стороны был подготовлен как к работе по периодической модернизации учебных программ, так и к самостоятельному обновлению отдельных программных положений, к пополнению программ новейшими достижениями науки. Кроме того, ввиду структурных преобразований, вытекающих из осуществляемого в ПНР распространения средней школы, возникает потребность в подготовке и обучении учителя на уровне, значительно превосходящем тот, который еще недавно считался достаточным для преподавания в начальной школе. Наконец, для повышения качества учебно-воспитательной работы в общеобразовательной и профессиональной школе небезразлично, каким образованием будет располагать учитель. Небезразлично это и с точки зрения общественных функций, которые выполняет учитель, особенно в сельской местности и в небольших городках.

Таким образом, требование обучения в высших учебных заведениях учителей для школ всех типов и уровней имеет важное значение не только с точки зрения педагогики, но также и с общественной точки зрения.

Все это говорит о необходимости всеобщего, обязательного психолого-педагогического обучения стажеров и ассистентов в высших учебных заведениях. При осуществлении этого обучения в соответствии с хорошо продуманной и проработанной программой и на достаточно высоком уровне молодые научно-дидактические кадры получат знания и умения, которые безусловно смогут содействовать повышению качества воспитательной работы со студентами, а также росту эффективности учебы в высших учебных заведениях. О том, что в указанной области работы непочатый край, свидетельствует, в частности, очень высокий отсев студентов с первых курсов дневных и заочных отделений.

Требование обучения учителей на уровне вуза является как бы пограничным между рассматриваемыми группами требований. С одной стороны, оно относится к числу требований, касающихся модернизации системы образования в самом широком понимании, а с другой — оно обусловливает качество процесса обучения. Поэтому в определенном смысле оно является высшим по отношению к остальным требованиям, касающимся модернизации процесса обучения, которым мы и уделим некоторое внимание.

Требование активизации деятельности учащихся в процессе обучения. Систематическое учение заключается в усваивании определенных знаний, умений и навыков обучающимся субъектом благодаря оперативному их использованию, в формировании у него новых или изменении существующих форм поведения. Этот процесс ведет к желательным результатам, если ученик активно и сознательно идет к достижению определенных, заранее запланированных целей. Поэтому развитие активности учащегося субъекта и ее поддержание в процессе обучения — одно из главных условий его эффективности. Чтобы обеспечить это условие, учитель прибегает к разным методам активизации учащихся. К наиболее известным относятся такие методы и формы организации работы детей и молодежи, как проблемное, проблемно-групповое и программированное обучение, о которых уже шла речь в этом учебнике.

Для активизации деятельности учащихся в процессе обучения следует ограничить до оправданных размеров использование излагающих методов, с помощью которых им передаются готовые знания, в пользу исследовательских, эвристических методов, поскольку именно эти, последние методы, заключающиеся главным образом в приобщении учащихся к выявлению, формулировке и разрешению определенных теоретических и практических проблем, вместе с проверкой полученных решений содействуют закреплению знаний и умений, развивают самостоятельность мышления и деятельности, формируют интерес к учебе.

Эффективной формой активизации учащихся являются групповые занятия. Разрешая вместе проблему, сложность которой выходит за рамки индивидуальных возможностей отдельных членов группы, молодежь учится сотрудничеству, разумному распределению заданий, выполнение которых приводит к разрешению проблемы, а также к рациональной организации труда и коллективной ответственности за его результаты.

Другой способ активизации учеников связан с приучением их к систематическому контролю и оценке полученных в ходе учебы результатов. Конечно, самоконтроль и самооценка должны служить коррекции допущенных ошибок, чего нельзя достигнуть при отсутствии связи этих звеньев с остальными этапами разрешения проблемы, и прежде всего с формулировкой и обоснованием гипотез, касающихся оптимального преодоления встретившихся трудностей. В ходе понимаемого в широком смысле самоконтроля и самооценки ученики проводят разнообразные рассуждения, учась построению доказательств и пояснений; кроме того, в некоторых случаях они должны иметь возможность осуществления эмпирической верификации собственных суждений. Благодаря всему этому создаются условия, содействующие формированию и развитию самостоятельного мышления учеников за счет целенаправленного создания для них соответствующих ситуаций.

Рассмотренные выше предложения неоднократно подвергались экспериментальной проверке в ходе преподавания разных дисциплин на разных уровнях обучения. Их пригодность для модернизации процесса обучения не подлежит сомнению. Следует, однако, помнить, что сложность этого процесса и многообразие задач, которые должны быть решены в его ходе, требуют использования в учебной работе не одного, якобы универсального метода, а всего множества методов и организационных форм обучения.

Требование оптимального использования современных дидактических средств. Это требование также связано с требованием широкого фронта обучения. Его реализации содействуют как «традиционные» учебные пособия (разнообразные таблицы, графики, карты, природные образцы и т. п.), так и производимые уже сегодня в массовом количестве современные дидактические средства. Учебные фильмы, слайды, магнитофонные ленты, кодоскопы, телевидение в замкнутой системе, а также учебные программы радио и телевидения — вот богатый арсенал средств, позволяющих модернизировать учебно-воспитательную работу. Если еще недавно большинство учителей не умели правильно использовать эти средства, то за последние годы в итоге модернизации программ, реализуемых при подготовке учителей, положение дел изменилось к лучшему.

Перемены к лучшему наблюдаются и в области популяризации среди учителей программированных текстов, а также дидактических машин. По правде говоря, средства, которыми мы в этом отношении располагаем, пока не богаты, тем не менее основные принципы программированного обучения, а также методы составления программированных текстов, включая блочный метод, уже известны многим польским преподавателям самых разных типов школ. Растет число дидактических и научно-дидактических организаций, в которых пользуются этими средствами. Заслуживает внимания тот факт, что результаты программированного обучения, о чем свидетельствуют данные экспериментов, проведенных в этих организациях, в общем являются более высокими по сравнению с результатами, достигаемыми с помощью традиционных методов. Это относится прежде всего к области ознакомления учеников с так называемыми пассивными знаниями, к их закреплению, к ликвидации пробелов в знаниях, а также к формированию некоторых умений, главным образом алгоритмизированного решения задач. Предметом дальнейших исследований остается проблема использования программированных текстов для формирования и развития интеллектуальной самостоятельности учеников и студентов. Если бы оказалось, что программированное обучение может стать полезным и с этой точки зрения, то учителя получили бы средство, полезность которого для модернизации процесса обучения была бы бесспорной.

Еще одним средством модернизации процесса обучения кроме названных могло бы стать усовершенствование школьных и вузовских учебников. Работы, уже ведущиеся в этом направлении, заслуживают внимания. Так, благодаря анализу содержания традиционных учебников, установлено, что эти учебники можно значительно улучшить, например исключив из них излишний материал, исправив фрагменты текста, слишком трудные или просто непонятные для учеников, и т. п. Результаты такого анализа, частично опубликованные на страницах педагогических журналов, позволяют предположить, что вместе с ростом качества и количества этих публикаций улучшится также качество школьных и вузовских учебников.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт