УСЛОВИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ


§1. Условия модернизации системы образования.

§2. Условия модернизации процесса обучения.

§3. Практика начинаний по модернизации обучения.

Рассмотренные в предыдущих главах принципы, методы, организационные формы и дидактические средства служат, говоря в самом общем виде, повышению эффективности процесса обучения. Эту функцию они выполняют тем лучше, чем более рациональна сама школьная система. Рациональность же данной системы определяется общими концепциями, в соответствии с которыми она была построена, а также условиями, в которых она функционирует. Самые важные из этих условий и будут рассмотрены в настоящей главе. Однако прежде чем к ним перейти, обратим внимание на некоторые достоинства и недостатки современных систем образования.

Неудовлетворенность результатами деятельности существующих систем образования, проявляющаяся, в частности, в острых атаках на эти системы, приводит к тому, что во многих странах предпринимаются шаги, направленные на более или менее фундаментальную перестройку современных институциональных форм обучения и воспитания детей, молодежи и взрослых.

В некоторых странах, таких, как Япония, ФРГ, США, Канада и Польша, организованы даже особые рабочие группы или комитеты экспертов, задача которых состояла в оценке функционирования системы образования и выработке основных направлений ее перестройки. Аналогичным образом эта проблема оценена ЮНЕСКО, что имело своим следствием создание международной Комиссии по вопросам развития образования и воспитания и опубликование подготовленного этой комиссией документа под названием «Learning to be» («Учиться, чтобы быть»).

В опубликованных отчетах и книгах даются разные оценки текущему состоянию просвещения и воспитания, и прежде всего системам образования, а также высказываются различные предложения по изменению сложившегося положения дел. В материалах, рассматривающих состояние просвещения в капиталистических странах, современные системы образования критикуются за «углубление социального неравенства и несправедливое распределение средств, предназначенных на просвещение и воспитание, при котором предпочтение оказывается детям и молодежи из имущественно состоятельных групп» (Иллич, Реймер), за «затруднение детям рабочих и крестьян доступа в полноценные средние школы и высшие учебные заведения» (японский отчет Совета по делам просвещения и воспитания), а также за «низкий уровень учебно-воспитательной работы в начальных школах» (так называемый отчет Брандта).

В материалах, посвященных анализу состояния просвещения и воспитания, в социалистических странах, в том числе и в Польше, на первый план выдвигаются проблемы содержательно-организационного и методического характера, особенно проблемы необходимости реформы учебных программ, интенсификации существующих методов учебно-воспитательной работы, а также более тесной, чем до сих пор, связи школы с другими организациями, просветительными и воспитательными учреждениями, т. е. с семьей, общественными и профессиональными организациями, производственными предприятиями, а также со средствами массовой передачи информации.

Не вдаваясь глубже в различия, источники которых носят социально-экономический и политический характер, подчеркнем, что во всех упомянутых выше материалах, характеризующих положение дел в области образования в капиталистических и социалистических странах, содержатся и общие оценки, а также сходные или даже идентичные тенденции.

Описанию именно этих оценок и тенденций и будут посвящены последующие параграфы данной главы, причем основной акцент будет сделан на демонстрации тенденций, связанных с развитием систем образования.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт