ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

§ 1. Основания классификации организационных форм обучения

§ 2. Индивидуальное обучение

§ 3. Коллективное обучение

§ 4. Некоторые попытки модернизации классно-урочной системы

§ 5. Урок, его структура и типы

§ 6. Внешкольные занятия Проверочные вопросы 9

Успех учебно-воспитательной работы зависит не только от использованных в ней тех или иных методов, но и от организационных форм этой работы. Формы эти в свою очередь определяются целями и задачами обучения, количеством учащихся, охваченных дидактическим воздействием, характерными особенностями отдельных учебных предметов, местом и временем работы учащихся, обеспеченностью школы учебными пособиями и т. п. Таким образом, выбор организационных форм, как и методов обучения, зависит от большого числа различных факторов. Однако если методы обучения отвечают на вопрос, как учить в определенных условиях, например на уроке русского языка, в мастерской, на предприятии, в ходе экскурсии по ботанике или в красном уголке, то формы, обусловливая организационную сторону учебной работы, определяют, каким образом должна быть организована эта работа с учетом того, кто, где, когда и с какой целью обучается.

ОСНОВАНИЯ КЛАССИФИКАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

К числу главных оснований классификации организационных форм обучения, как правило, относят:

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Это самая старая форма учебного процесса, с ней мы встречаемся уже в глубокой древности. Заключается она в том, что учащийся выполняет учебные задания индивидуально, пользуясь при этом непосредственной или косвенной помощью преподавателя. Примером таких непосредственных и индивидуальных контактов учителя и ученика может служить репетиторство. Изучение учебника представляет собой один из примеров помощи, оказываемой учащемуся учителем, как автором, косвенным образом. Читать далее «ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ»

КОЛЛЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Развитие различных отраслей ремесел и торговли, ускоренное великими географическими открытиями на рубеже XV и XVI столетий, живительное влияние Возрождения в литературе, искусстве, архитектуре и науке и, наконец, Реформация и Контрреформация, а также связанное с ними развитие публицистической деятельности — вот те факторы, которые привели к появлению в Европе новых потребностей в образовании. Одной из важнейших выступила потребность в значительном расширении сферы деятельности образования того времени, в принципиальной реформе как содержания, так и методов и организационных форм обучения. Читать далее «КОЛЛЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ»

НЕКОТОРЫЕ ПОПЫТКИ МОДЕРНИЗАЦИИ КЛАССНО-УРОЧНОЙ СИСТЕМЫ

Описанные в предыдущем параграфе формы коллективного обучения, в первую очередь его главная разновидность — классно-урочная система, были подвергнуты критике, в ходе которой были высказаны многочисленные замечания, вскрывающие ее недостатки. С целью усовершенствования этой системы во многих странах ставились разнообразные психологические и педагогические эксперименты, начиная с первых лет нашего столетия, причем особая экспериментаторская активность приходится на период после окончания первой мировой войны. Целью упомянутых экспериментов были поиски путей «ослабления» искусственной, негибкой системы классно-урочного обучения для наиболее полной реализации принципа индивидуализации учебно-воспитательной работы. Этот принцип предполагает необходимость дифференциации учебно-воспитательной работы с учетом способностей учащихся, темпа их учебы, а также содержания обучения. Читать далее «НЕКОТОРЫЕ ПОПЫТКИ МОДЕРНИЗАЦИИ КЛАССНО-УРОЧНОЙ СИСТЕМЫ»

УРОК, ЕГО СТРУКТУРА И ТИПЫ

Основной элемент классно-урочной системы — урок. Как основная единица принятой формы организации процесса обучения он определяет не только время работы над темами, на которые делится программный материал, но оказывает влияние на ход обучения, т. е. на распределение во времени отдельных разделов программы и связанных с ними учебных заданий. Читать далее «УРОК, ЕГО СТРУКТУРА И ТИПЫ»

ВНЕШКОЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Внеклассные занятия могут носить одновременно, хотя и не всегда, характер внешкольных занятий и наоборот. Внешкольные занятия — наряду с типично школьными — являются второй важной организационной формой процесса обучения, дополнительной по отношению к учебно-воспитательной деятельности, реализуемой на уроке. К числу основных видов внешкольных занятий мы относим домашнюю работу ученика, а также экскурсию. Читать далее «ВНЕШКОЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ»