Это самая старая форма учебного процесса, с ней мы встречаемся уже в глубокой древности. Заключается она в том, что учащийся выполняет учебные задания индивидуально, пользуясь при этом непосредственной или косвенной помощью преподавателя. Примером таких непосредственных и индивидуальных контактов учителя и ученика может служить репетиторство. Изучение учебника представляет собой один из примеров помощи, оказываемой учащемуся учителем, как автором, косвенным образом.
Несомненным преимуществом непосредственного индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью индивидуализировать содержание и темп учебы, что в свою очередь дает возможность осуществлять постоянный и более полный контроль как над ходом, так и над результатами работы учащегося, следить за каждым его шагом на пути от незнания к знанию. Благодаря этому учитель получает возможность модифицировать собственную деятельность, приспособить ее к постоянно изменяющейся, но постоянно контролируемой им ситуации. Эффективность индивидуального обучения, как правило, очень высока, потому что учащийся овладевает определенными знаниями и умениями, приобретает навыки в оптимальное для себя время, работая экономно, постоянно контролируя затраты сил. Понятно, что необходимым условием достижения такого рода результатов является соответствующая педагогическая квалификация учителя.
Однако индивидуальному обучению присущи и некоторые недостатки. Прежде всего оно невыгодно с экономической точки зрения, резко ограничивает сферу влияния преподавателя. Кроме того, в ходе такого обучения учащийся не имеет возможности сотрудничать со своими ровесниками в процессе достижения поставленных школой задач, в результате у него не вырабатывается умение работать в коллективе, с коллективом и для коллектива. Между тем известно, что формирование у воспитанника именно этих качеств является одним из условий его всестороннего развития, выступает средством подготовки к тем формам работы, значение которых в эпоху научно-технической революции и связанного с ней процесса социализации производства постоянно растет.
В связи с этим индивидуальное обучение было подвергнуто острой критике уже в XVI столетии. С этого момента его значение постоянно снижается, и сегодня оно существует почти исключительно в форме репетиторства. Таким образом, индивидуальное обучение стало формой, дополняющей организованное коллективное обучение, которое широко используется в настоящее время в образовании и определяет его организационную систему.