Основания классификации организационных форм обучения


К числу главных оснований классификации организационных форм обучения, как правило, относят:

  • количество учащихся, участвующих в процессе обучения;
  • место учебы учащихся;
  • продолжительность учебных занятий.

По количеству учащихся различают индивидуальные и коллективные формы организации их работы. Применительно к месту работы эти организационные формы обучения обычно делят на школьные занятия (учеба в классе во время урока, работа в лаборатории, в школьной мастерской и т. д.), а также внешкольные формы работы (домашняя работа, экскурсия, занятия на предприятиях и т. п.) (см. рис. 13).

Наконец, с точки зрения времени работы учащихся можно говорить о классных и внеклассных занятиях. Первые происходят на уроках в классе, отсюда и их название, вторые же — во время, выходящее за пределы классных занятий.

Классификация организационных форм занятий с точки зрения места работы учащихся
Рис. 13. Классификация организационных форм занятий с точки зрения места работы учащихся

Внеклассные занятия могут проводиться как в школе (например, в красном уголке), так и за ее пределами в виде внешкольных занятий. Некоторые внеклассные занятия (экскурсии, работа учащихся на промышленном предприятии и т. п.) организуются во время, предназначенное для проведения урока. С точки зрения рассматриваемого критерия времени обучения их следовало бы отнести к классным занятиям.

С учетом пересечения между собой организационных форм преподавания, вытекающего из неразделимости рассматриваемых оснований классификации, особенно времени и места работы учащихся, для дальнейшего рассмотрения мы выберем формы, наиболее типичные для нашей школьной системы:

  • индивидуальное обучение;
  • коллективное обучение и в его рамках так называемую урочную систему, точнее — уроки в классе, лабораторные занятия и занятия в мастерской;
  • внеклассные и одновременно внешкольные занятия, а именно: домашнюю работу учащегося и экскурсии.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт