§ 1. Дидактика Гербарта как основа деятельности традиционной школы
§ 2. Дидактика Дьюи как основа деятельности прогрессивистской школы
§ 3. Современная дидактика как основа деятельности социалистической школы
Общая дидактика, как и каждая наука, стремится к разработке системы обоснованных и проверенных утверждений, к адекватному описанию существующей действительности, к установлению законов, описывающих явления и процессы, наблюдающиеся в этой действительности, наконец, к формулировке принципов и правил деятельности, связанной с постоянно изменяющимися потребностями человека, в данном случае с потребностями, возникающими в процессе обучения. В связи с этим общая дидактика изучает системы, цели, содержание, процессы, принципы, методы и организационные формы обучения, используемые на всех уровнях и в рамках всех предметов школьного и внешкольного обучения. Если мы примем за основу распределения материала настоящего учебника по отдельным главам именно эти составные части предмета исследований общей дидактики, то данную главу придется посвятить анализу некоторых систем обучения, или анализу дидактических систем. Под дидактической системой мы будем при этом понимать совокупность организационных принципов, а также содержание, методы и средства обучения, которые образуют единую, внутренне целостную структуру и подчиняются достижению целей обучения, принятых обществом.