ДИДАКТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

§ 1. Дидактика Гербарта как основа деятельности традиционной школы

§ 2. Дидактика Дьюи как основа деятельности прогрессивистской школы

§ 3. Современная дидактика как основа деятельности социалистической школы

Общая дидактика, как и каждая наука, стремится к разработке системы обоснованных и проверенных утверждений, к адекватному описанию существующей действительности, к установлению законов, описывающих явления и процессы, наблюдающиеся в этой действительности, наконец, к формулировке принципов и правил деятельности, связанной с постоянно изменяющимися потребностями человека, в данном случае с потребностями, возникающими в процессе обучения. В связи с этим общая дидактика изучает системы, цели, содержание, процессы, принципы, методы и организационные формы обучения, используемые на всех уровнях и в рамках всех предметов школьного и внешкольного обучения. Если мы примем за основу распределения материала настоящего учебника по отдельным главам именно эти составные части предмета исследований общей дидактики, то данную главу придется посвятить анализу некоторых систем обучения, или анализу дидактических систем. Под дидактической системой мы будем при этом понимать совокупность организационных принципов, а также содержание, методы и средства обучения, которые образуют единую, внутренне целостную структуру и подчиняются достижению целей обучения, принятых обществом.

Читать далее “ДИДАКТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ”

ДИДАКТИКА И. ГЕРБАРТА КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ ШКОЛЫ

Основы этого направления (подсистемы) традиционной дидактики, которое впоследствии назвали гербартовским, разработал немецкий философ, психолог и педагог Иоганн Фридрих Гербарт. Критически оценивая работы своих предшественников и современных ему педагогов (исключение для него составлял Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827), которого он ценил за поиски методов умственного развития учащихся и формирования у них познавательных способностей), Гербарт попытался создать «научную систему педагогики», базирующуюся на теоретических достижениях этики и психологии. Читать далее “ДИДАКТИКА И. ГЕРБАРТА КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ ШКОЛЫ”

ДИДАКТИКА ДЖ. ДЬЮИ КАК ОСНОВА ПРОГРЕССИВИСТСКОЙ ШКОЛЫ

На рубеже XIX и XX столетий гербартовская дидактика и действовавшая в соответствии с ее принципами «традиционная школа» оказались объектом острой и почти повсеместной критики. Осуждались ригоризм и авторитарность этой школы, выдвигалось требование ее преобразования в «школу для жизни и через жизнь» (Овидий Декроли, 1871—1932). Доминировавший в ней односторонний интеллектуализм и «книжную науку» старались заменить «подлинной работой и всесторонними творческими усилиями учеников» (Гуго Гаудиг, 1860—1923; Георг Кершентштейнер, 1854—1932). Высказывались предложения перестроить программы обучения, не учитывающие потребностей и интересов учащихся, кроме того, перестроить не соответствующие психологическим особенностям молодежи методы и средства дидактической работы, характерные для «гербартовской школы», в духе идеи «школа в меру возможностей ребенка» (Эдуард Клапаред, 1873—1940). Обвиняя «старую школу» в отрыве от общественной и производственной жизни, многие педагоги подчеркивали необходимость не только устранения ее недостатков, но и построения основ «новой», «активной школы» (Генрих Ровид, 1877—1944), «трудовой школы», «школы, приобщающей к общественной жизни» (Питер Петерсон, 1884—1952), наконец, «школы достойной столетия ребенка», каким должен был стать XX век (Эллен Кей, 1849—1926). Читать далее “ДИДАКТИКА ДЖ. ДЬЮИ КАК ОСНОВА ПРОГРЕССИВИСТСКОЙ ШКОЛЫ”

СОВРЕМЕННАЯ ДИДАКТИКА КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

Синтезирующий блок

В предыдущих параграфах мы охарактеризовали главные черты гербартовской дидактики, а также дидактики прогрессивистов. Сторонники Гербарта склонны были усматривать основной предмет исследований общей дидактики в деятельности учителя. В связи с этим они уделяли большое внимание поиску эффективных методов и организационных форм передачи учащимся знаний (формальные ступени обучения). В свою очередь, сторонники дидактики прогрессивистов, положения которой определяли направления деятельности так называемой новой школы, сконцентрировали свое внимание прежде всего на деятельности учеников. Анализируя процесс учения, они обращали основное внимание на поиск таких методов и организационных форм учебной работы, которые бы в наибольшей степени содействовали активизации учащихся, приучали их к самостоятельному приобретению знаний в ходе практической и в меньшей степени — теоретической работы. Особое внимание при этом они уделяли разрешению проблем, связанных непосредственно с запросами и интересами учеников. Читать далее “СОВРЕМЕННАЯ ДИДАКТИКА КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ”