ДИДАКТИКА ДЖ. ДЬЮИ КАК ОСНОВА ПРОГРЕССИВИСТСКОЙ ШКОЛЫ


Расширяющий блок

Для прагматизма, прежде всего для его ведущего представителя Уильяма Джеймса (1842—1910), познание — это не процесс мышления, объективного отражения действительности, а только процесс создания гипотез. Понятия, которыми мы оперируем, являются не образами фундаментальных характеристик предметов, а только «планами деятельности», сформированными на основе представлений о мире и человеке; то же можно сказать и о теориях, которые истолковываются как «инструменты деятельности». Истинность понятий и теорий выявляется тогда, когда, руководствуясь ими в своей деятельности, мы достигаем запланированных, полезных для жизни, а следовательно, практически значимых результатов. К познанию существенных черт предметов, явлений, событий и процессов мы можем прийти не столько путем интеллектуальной деятельности и логического мышления, сколько благодаря потребностям, вытекающим из личного, индивидуального опыта, основу которого составляет практическая деятельность, прагматически ориентированная активная познавательная позиция по отношению к окружающему нас миру.

Таким образом, деятельность, осуществляемая в перспективе потребности в чем-то полезном, является источником знаний, потому что в ее ходе человек усваивает знания об окружающей его действительности, а также преобразует эту действительность в доступной ему мере. Поэтому перспектива практической пользы образует основу всякого учения, что у прагматистов получило выражение в виде лозунга learning by doing (учение через деятельность). В связи с этим в прагматической модели обучения рекомендуется развивать у учащихся мышление самопроизвольное и практически программно ориентированное, мышление как средство практически полезной деятельности, например в ходе показа разрешения проблем с учетом их нацеленности на «что-либо», что является желательным. При этом не учитывается доказанный наукой факт, что познание действительно может выполнять определенные инструментальные функции, т. е. служить основой для успешной деятельности, но только тогда, когда оно согласуется с действительностью, адекватным образом отражает ее.

Проблемный блок

На основе изучения приведенного ниже текста определите причины негативного отношения в некоторых кругах к идеям нового воспитания.

Стал ли XX век «веком ребенка»? «Утвердительный ответ на этот вопрос был бы правильным, но только в очень узком смысле. Действительно, значительный прогресс был достигнут в познании психики ребенка, в установлении основных принципов воспитания …, в понимании особенностей индивидуального развития и трудностей, с которыми оно сталкивается. Но общественное значение такого понимания было ограниченным. Собственно, оно свелось к распространению в немногочисленных семьях, которые стремились и могли пересмотреть традиционные принципы домашнего воспитания; это значение ограничилось немногочисленными экспериментальными школами и немногочисленными воспитательными центрами, в которых пытались воплотить в жизнь и развить принципы нового воспитания.

В более широких кругах было достигнуто только некоторое ослабление традиционной педагогики авторитета и наказаний, традиционной дидактики лекций и вопросов. Достаточно громкая пропаганда так называемого нового воспитания определенно привела к дискредитации некоторых наиболее ярких ошибок старой теории и практики, настроила учителей и воспитателей более доброжелательно в отношении активности и самостоятельности учеников, побудила в определенной мере считаться с разнообразием типов индивидуальностей, с разнообразием способностей и интересов учащихся. Это были ценные достижения. Однако они не переросли в полную реформу школьной системы; в массовом масштабе они не преобразовали даже облик школы.

… Образование в целом оставалось во всех странах… верным традиционной педагогике, якобы испытанной с точки зрения ее эффективности, педагогике, не отягчавшей учителя бременем инициативы и чуткости в отношении неповторимости воспитательных ситуаций, педагогике, наделяющей его четкими директивами и схемами поведения, облегчающей, правда внешне, работу с детьми за счет права приказывать, требовать, поощрять и наказывать.

… Если, как это определено, школа должна быть «творческой школой», то творческим должен прежде всего быть учитель. Осуществление принципов нового воспитания требует также больших финансовых затрат на школьное строительство, на оснащение мастерских, на многочисленные учебные пособия и т. п. Нужны большие затраты и на развитие школьной сети, на уменьшение численности учеников в классах, на снижение объема обязательных занятий учителя и т. д.

… Традиционная школьная система господствовала благодаря тому, что функционировала даже в самых худших материальных условиях. То, что она работала плохо, было известно только специалистам; для общественного же мнения было важно то, что ученики учатся и что, спустя несколько лет пребывания в школах, они получают свидетельства об их окончании. Реализация лозунгов нового воспитания представлялась опасной не только потому, что требовала больших финансовых затрат, но и потому, что могла грозить дезорганизацией действовавшей системы» [см.: Suchodolski В. 1958. S. 390—391].

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт