НЕУДАЧИ В УЧЕБЕ

§ 1. Причины неудач в учебе

§ 2. Дидактические средства борьбы с неудачами в учебе

Говоря о школьных неудачах или неудачах учащихся в процессе обучения, мы будем иметь в виду такие ситуации, которые характеризуются явными различиями между воспитательными и дидактическими требованиями школы и поведением учащихся, а также достигнутыми ими результатами обучения. При этом мы полагаем, что требования школы соответствуют выдвигаемым обществом целям воспитания, а также являются адекватными в отношении обязательных программ.

Понимаемые таким образом неудачи в школьной учебе могут иметь скрытый или явный характер.

Скрытые неудачи наблюдаются тогда, когда учитель не замечает дефектов в знаниях, умениях и навыках учеников, хотя такие дефекты — с точки зрения целей обучения и учебной программы — действительно существуют. Например, среди 37 учеников VII класса одной из варшавских начальных школ 32 человека имели различные дефекты в знании польского языка. Эти дефекты в определенных случаях касались материала, проработанного в IV классе. Следовательно, школа вовремя не выявила этих дефектов, в результате чего учащиеся, недостаточно владеющие материалом предыдущих лет, оказались в VII классе. Устранение недостатков, выявленных с таким опозданием, — уже не простая задача: некоторые ученики были вынуждены остаться на второй год в VII классе. Более раннее выявление возникших пробелов в знаниях этих учащихся, проведение правильных предупредительных мероприятий (например, в IV или V классах) не привело бы к таким неприятным последствиям. Читать далее “НЕУДАЧИ В УЧЕБЕ”

ПРИЧИНЫ НЕУДАЧ В УЧЕБЕ

Причины школьных неудач могут быть самыми различными и сложными. К их числу откосятся такие факторы, как отсутствие интереса к учебе, плохое поведение в школе, лень и т. п., которые называются факторами, относительно зависимыми от учащихся; плохая воспитательная атмосфера в семье, длительная болезнь, различные недостатки в учебно-воспитательной работе школы, т. е. факторы, сравнительно не зависимые от учащихся. Читать далее “ПРИЧИНЫ НЕУДАЧ В УЧЕБЕ”

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА БОРЬБЫ С НЕУДАЧАМИ В УЧЕБЕ

На устранение некоторых причин школьных неудач, например таких, как отсутствие надлежащей помощи ученику со стороны разбитой семьи, неблагоприятные материальные или жилищные условия родителей ученика и т. д., учитель, как правило, может оказывать лишь незначительное влияние, и его возможности в этом отношении в общем ограничены. Сравнительно большими возможностями он располагает в отношении противодействия тем причинам школьных неудач ученика, которые кроются «в нем самом и в средствах его работы».

Поэтому к числу основных дидактических средств предупреждения и устранения школьных неудач следует отнести:

  • педагогическую профилактику, в том числе проблемное и групповое обучение;
  • педагогическую диагностику, прежде всего использование таких способов контроля и оценки результатов обучения, которые позволяют немедленно выявить возникающие пробелы в знаниях, умениях и навыках каждого ученика;
  • педагогическую терапию, особенно устранение выявленного отставания в области изученного учениками программного материала путем индивидуализации обучения на уроке, а также с помощью организуемых школой дополнительных занятий в группах для отстающих. Читать далее “ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА БОРЬБЫ С НЕУДАЧАМИ В УЧЕБЕ”