§ 1. Причины неудач в учебе
§ 2. Дидактические средства борьбы с неудачами в учебе
Говоря о школьных неудачах или неудачах учащихся в процессе обучения, мы будем иметь в виду такие ситуации, которые характеризуются явными различиями между воспитательными и дидактическими требованиями школы и поведением учащихся, а также достигнутыми ими результатами обучения. При этом мы полагаем, что требования школы соответствуют выдвигаемым обществом целям воспитания, а также являются адекватными в отношении обязательных программ.
Понимаемые таким образом неудачи в школьной учебе могут иметь скрытый или явный характер.
Скрытые неудачи наблюдаются тогда, когда учитель не замечает дефектов в знаниях, умениях и навыках учеников, хотя такие дефекты — с точки зрения целей обучения и учебной программы — действительно существуют. Например, среди 37 учеников VII класса одной из варшавских начальных школ 32 человека имели различные дефекты в знании польского языка. Эти дефекты в определенных случаях касались материала, проработанного в IV классе. Следовательно, школа вовремя не выявила этих дефектов, в результате чего учащиеся, недостаточно владеющие материалом предыдущих лет, оказались в VII классе. Устранение недостатков, выявленных с таким опозданием, — уже не простая задача: некоторые ученики были вынуждены остаться на второй год в VII классе. Более раннее выявление возникших пробелов в знаниях этих учащихся, проведение правильных предупредительных мероприятий (например, в IV или V классах) не привело бы к таким неприятным последствиям. Читать далее «НЕУДАЧИ В УЧЕБЕ»