ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА БОРЬБЫ С НЕУДАЧАМИ В УЧЕБЕ


На устранение некоторых причин школьных неудач, например таких, как отсутствие надлежащей помощи ученику со стороны разбитой семьи, неблагоприятные материальные или жилищные условия родителей ученика и т. д., учитель, как правило, может оказывать лишь незначительное влияние, и его возможности в этом отношении в общем ограничены. Сравнительно большими возможностями он располагает в отношении противодействия тем причинам школьных неудач ученика, которые кроются «в нем самом и в средствах его работы».

Поэтому к числу основных дидактических средств предупреждения и устранения школьных неудач следует отнести:

  • педагогическую профилактику, в том числе проблемное и групповое обучение;
  • педагогическую диагностику, прежде всего использование таких способов контроля и оценки результатов обучения, которые позволяют немедленно выявить возникающие пробелы в знаниях, умениях и навыках каждого ученика;
  • педагогическую терапию, особенно устранение выявленного отставания в области изученного учениками программного материала путем индивидуализации обучения на уроке, а также с помощью организуемых школой дополнительных занятий в группах для отстающих.

Педагогическая профилактика

Результаты процесса обучения и воспитания в значительной мере зависят от используемых учителем форм и методов учебно-воспитательной работы. К числу таких форм и методов, которые содействуют росту эффективности процесса обучения, относится, как следует из проведенных и уже документированных исследований, проблемное обучение. Работа учеников (на уроке) в коллективах из нескольких человек над определенными проблемами практического или теоретического характера приводит к росту интереса к учебе, приучает к коллективному преодолению трудностей, создает условия для обмена мнениями, вырабатывает критичность мышления, учит рациональным методам планирования и организации работы и т. д. Именно поэтому проблемное обучение в группах представляет собой одно из важнейших условий успешной борьбы со школьными неудачами и главным образом по этой причине заслуживает того, чтобы считать ее основной формой работы учителя на уроке.

Блок закрепления

Дайте общую характеристику проблемного и проблемно-группового обучения. Обоснуйте пригодность такого обучения для целей педагогической профилактики.

При затруднении перечитайте соответствующие фрагменты текста учебника. Не забудьте, что основная информация, касающаяся проблемного обучения, находится в различных главах, начиная со второй.

Педагогическая диагностика

Основой педагогической диагностики являются индивидуальные беседы учителя с учениками и их родителями, одноразовые и постоянные наблюдения за учениками, посещения учителем семьи ученика, тестовые исследования, а также организуемые каждые две-три недели собрания учителей. Классный руководитель, кроме того, должен постоянно вести дневник педагогических наблюдений, охватывающий каждого ученика, сотрудничать с родителями учеников, с молодежными организациями и с остальными учителями, чтобы знать не только домашние условия ученика, его положение в семье и т. п., но и его интересы, склонности, оптимальный для него темп работы и т. п. Знание всего этого позволяет учителю обеспечить рациональную индивидуализацию учебно-воспитательной работы как на уроке, так и во время внеклассных занятий. В общеобразовательных школах (начальных и средних) эти знания служат основой для направления учеников в наиболее подходящие для них типы высших и средних учебных заведений. Учителя обязаны проводить контроль и оценку результатов учебы в разных формах, чтобы как можно раньше выявлять имеющиеся у отдельных учеников пробелы во владении программным материалом. Основным средством, служащим выполнению этой задачи, являются систематически проводимые им исследования результатов учебы по каждому разделу программы. Такие исследования можно проводить с помощью педагогических тестов и другими способами. Их результаты образуют основу для оценки успехов отдельных учеников в учебе и направления отстающих учеников в специальные группы для устранения выявленных недостатков. На основе этих результатов составляются таблицы по видам допускаемых учениками ошибок. Эти таблицы могут служить исходным пунктом при анализе работы отдельных преподавателей и при решении вопроса об использовании соответствующих методических средств для ликвидации возможных недостатков в работе.

Расширяющий блок

Одной из форм педагогической диагностики являются систематические собрания всех учителей, работающих с учащимися данного класса. В случае необходимости в такого рода встречах могут участвовать и другие лица, например работники школьной библиотеки, представители родительского комитета, школьный врач, приглашенные родители и т. д.

Основная цель таких собраний состоит во всестороннем анализе результатов учебы и поведения учащихся. Основу такого анализа составляют индивидуальные наблюдения учителей за отдельными учениками, дополненные наблюдениями и замечаниями остальных учителей, школьного врача, родителей и т. д. Таким образом коллективно вырабатывается сравнительно полная характеристика каждого ученика данного класса; предметом особого внимания со стороны дома и школы становятся те дети, которые в данный момент этого требуют. Полученная таким путем информация составляет основу для рациональной индивидуализации учебно-воспитательной работы как на уроке, так и во время внеклассных и внешкольных занятий.

Педагогическая терапия

Педагогическая терапия может использоваться как по отношению к отдельному учащемуся, так и к целому коллективу.

Зная пробелы в знаниях отдельных учеников, учитель пользуется различными формами работы для их устранения. Например, он может поручить ученикам выполне

ние соответствующим образом индивидуализированных домашних работ, проводить индивидуальные консультации, уделять особое внимание слабым ученикам во время урока, выработать с родителями общую линию учебно-воспитательных воздействий и т. д. Если же все эти виды индивидуальной работы не приведут к нужным результатам и учащийся по-прежнему будет иметь пробелы в усвоении тех или иных частей учебного материала, то учитель должен направить его в соответствующую выравнивающую группу.

Занятия в выравнивающих группах должны проходить после уроков в школе. Их целью является ликвидация выявленного у отдельных учеников отставания в учебе. В этих группах ученики должны работать самостоятельно под руководством учителя. Выбор упражнений для каждого ученика должен быть продуман таким образом, чтобы ученик смог устранить пробелы и впоследствии активно участвовать в работе класса. Как план занятий в группах, так и оценки полученных результатов следует обсуждать во время собраний классных советов. Знание ошибок, допускаемых учениками и выявляемых благодаря сравнительно частым исследованиям результатов учебы, образует дополнительный фактор, позволяющий учителям индивидуализировать обучение в выравнивающих группах.

Состав выравнивающих групп не должен быть постоянным. Правильно, когда учащиеся принимают участие в их работе до тех пор, пока не устранят выявленных учителем пробелов. Некоторые учащиеся работают одновременно в двух и даже в трех выравнивающих группах, например по польскому языку, математике и физике. В связи с этим распределение и организация занятий отдельных групп должны быть предметом особой заботы со стороны руководства школы. Лучше всего, когда занятия в выравнивающих группах имеют постоянное место в еженедельном расписании школьных занятий.

Очень полезными в работе по устранению пробелов в знаниях и умениях учащихся оказываются программированные тексты. Они касаются тем, в знании которых учащиеся имеют определенные дефекты, позволяют им работать самостоятельно в подходящем для каждого из них темпе и принуждают их к систематическому контролю и оценке получаемых результатов. Проведенные эмпирические исследования показали, что именно эта форма ликвидации отставания в учебе является хорошим дополнением занятий, проводимых в выравнивающих группах.

Расширяющий блок

Типичным примером рационального использования педагогической терапии является описанное ниже занятие в выравнивающей группе по математике.

На основе наблюдений и данных исследования результатов учебы, проведенного после изучения темы «Действия с обыкновенными дробями», учительница установила, что шесть учеников VI класса демонстрируют значительные дефекты во владении программным материалом по упомянутой теме. Попытки устранить эти недостатки путем самостоятельной работы учащихся не привели к желательным результатам. В этой ситуации все шестеро учеников были направлены на занятия в выравнивающую группу по математике, причем было предварительно установлено, какие ошибки допускает каждый из них.

Оказалось, что ученик 3. Б. не умел сравнивать дроби с разными знаменателями, не понимал значения черты дроби, испытывал большие трудности при сложении и вычитании дробей со знаменателями, не являющимися простыми числами, не владел техникой приведения дробей к простому виду. Причиной трудностей в последнем случае было неумение находить наибольший общий делитель.

Ученик Б. Д. делал те лее ошибки и, кроме того, испытывал затруднения при делении обыкновенных дробей.

А. М., третий ученик, направленный на занятия в выравнивающую группу по математике, не овладел действием умножения обыкновенных дробей в случае смешанных чисел. Причиной ошибок было неумение осуществлять переход от смешанных чисел к неправильным дробям. Кроме того, этот ученик часто ошибался в таблице деления.

Оставшиеся три ученика, К. Н., Д. С. и Л. 3., проявляли недостатки в области нахождения наименьшего общего кратного и наибольшего общего делителя. Именно эти недостатки затрудняли им сложение и вычитание дробей с разными знаменателями, их сравнение.

Анализ показал, что ученики рассматриваемой группы имели два вида недостатков в знаниях и умениях: во-первых, недостатки, общие для большинства учеников группы (недостаточное владение такими операциями, как нахождение наименьшего общего кратного и наибольшего общего делителя, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями, особенно со знаменателями, не являющимися простыми числами, а также сравнение дробей с разными числителями и знаменателями); во-вторых, недостатки, присущие только отдельным ученикам (непонимание функции черточки дроби, ошибки при выполнении таких действий, как упрощение дробей, деление обычных дробей, умножение обычных дробей на смешанные числа, недостаточное владение таблицей деления).

Применительно к выявленным недостаткам нужно было так подготовить занятия в выравнивающей группе, чтобы сначала устранить недостатки, типичные для всех учеников, и только позднее перейти к ликвидации индивидуальных ошибок. Так и поступила учительница. Во время первых двух встреч она повторила признаки делимости чисел, проработала на доске несколько примеров на нахождение наименьшего общего кратного и наибольшего общего делителя, а также выполнила ряд упражнений на сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Для следующих двух часов занятий в выравнивающей группе она подготовила упражнения, учитывающие те виды ошибок, которые допускают отдельные учащиеся. Таким образом, первые два часа учащиеся работали коллективно, по очереди решали у доски задачи, общие для всех, а во время последних двух часов каждый ученик работал индивидуально под руководством учительницы.

В конце занятий в выравнивающей группе еще раз была проведена проверка знаний. Оказалось, что только ученик А. М. не сумел восполнить пробелы в знаниях. В связи с этим он должен по-прежнему продолжать занятия в этой группе. Остальные же были освобождены от этой обязанности.

Выделяя среди педагогических причин неудач учеников в школьной учебе относительно независящие и относительно зависящие от учителя, в числе последних мы можем выделить следующие группы:

• различные методические ошибки и недостатки, например, несоблюдение тех или иных принципов обучения; • недостаточное знание учеников учителем; • отсутствие необходимого внимания к ученикам, отстающим в учебе, со стороны школы.

Причины неудач

Рис. 16. Причины неудач в учебе и их связь с некоторыми средствами по их предупреждению
Рис. 16. Причины неудач в учебе и их связь с некоторыми средствами по их предупреждению

Охарактеризованные в данном параграфе профилактические, диагностические и терапевтические процедуры тесно связаны с устранением перечисленных групп причин. Профилактические действия направлены на то, чтобы не допустить возникновения методических ошибок. Ошибкам, вытекающим из незнания учителем учеников, должны препятствовать диагностические действия, целью терапевтических мероприятий является привлечение соответствующего внимания к тем отстающим ученикам, которые не могут, без помощи учителя преодолеть трудности, встречающиеся им в учебе.

Графический вид рассмотренных связей представлен на рис. 16.

Из рисунка следует, что хотя учитель имеет возможность устранить школьные неудачи, однако эта возможность ограничена. За пределами влияния учителя находятся причины социально-экономического и биопсихологического характера, воздействие которых на качество знаний учащихся бесспорно.

… действия направлены на то, чтобы не допустить возникновения методических ошибок. Ошибкам, вытекающим из … учащихся учителем, должны воспрепятствовать диагностические действия, целью … мероприятий является предоставление соответствующей … учащимся, отстающим в учебе

Профилактические

незнания

терапевтических помощи

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт