ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

В данном разделе будут освещены следующие вопросы: комплектование классов; учебный план и распределение времени обучения на протяжении учебного года в недели; подготовка учителей и воспитателей групп продленного дня; работа с родителями; внутришкольное руководство и контроль. Такие важные организационно-педагогические вопросы, как режим дня и материальные условия обеспечения обучения детей шестилетнего возраста, здесь не затрагиваются, поскольку они освещены в предшествующем разделе.

“Переход к обучению детей шестилетнего возраста в школе, – записано в “Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы”, осуществить постепенно, в течение ряда лет, начиная с 1986 года, по мере создания дополнительных ученических мест, подготовки учительских кадров, с учетом желания родителей, уровня развития детей, местных условий. На первом этапе определенная часть детей будет поступать в школу и в 7-летнем возрасте, а обучение детей-шестилеток будет проводиться по единой программе как в школах, так и в старших группах детских садов” . В этих коротких строчках реформы заложены основы организации обучения шестилетних детей. Рассмотрим их более подробно.

Комплектование классов

В первые классы принимаются только те шестилетние дети, которым до 1 сентября текущего года исполняется шесть лет. Первые классы из таких детей комплектуются в школах и школах-интернатах с учетом территориальных особенностей, типа поселения, численного и национального состава населения, специфики сети школ и дошкольных учреждений.

Территориальные особенности комплектования классов-шестилеток связаны с учетом расстояния, на котором находится школа от места проживания учащихся. По данным проведенного обследования затраты времени учащихся-шестилеток от дою до школы в городской местности составляют в основном 5-10 минут, в сельской – 10-20 минут. При этом большой процент городских родителей (более 50%) провожает и встречает шестилетних учеников, но многие ходят в школу сами и с другими детьми. Для села, особенно например, республик Средней Азии, характерны семьи, где 4-5 и более детей. Такие семьи отличаются опекой младших со стороны старших. Читать далее “Комплектование классов”

Учебный план и распределение времени обучения на протяжении года и недели

Учебный год в классах-шестилеток начинается I сентября, продолжается 32 учебные недели и заканчивается 25 мая. Каникулы устанавливаются в соответствии с режимом работы школы. По,кроме того, в середине третьей четверти, вводится дополнительная каникулярная неделя, начало и окончание которой определяются местными органами народного образования.

Обучение детей первого класса организуется только в первую смену. Детей в школе встречает учитель. Как показывает опыт, время прихода детей от 7.00 до 8.30 час. определяется особенностями режима работы основной группы родителей, территориальными и природными условиями. Начало занятий 8.30 – 9.30 час.

По учебному плану в первом классе (шестилеток) устанавливается следующий объем часов:

Учебный план и распределение времени обучения на протяжении года и недели Читать далее “Учебный план и распределение времени обучения на протяжении года и недели”

Подготовка учителя, воспитателя и руководящих работников школ к работе с классами шестилеток

Как правило учителями и воспитателями назначаются учителя начальной школы, имеющие специальное образование и стаж работы в начальных классах. Опыт работы в продленном дне показал, что возможно назначение на должность воспитателя продленного дня и воспитателя детского сада.

В современных условиях основная подготовка к работе с шестилетками осуществляется в конце учебного года или и летние каникулы на 2-4-х недельных курсах, проводимых на базе институтов усовершенствования учителей, на кафедрах педагогических институтов, а также в НИИ педагогики.

В программу курсовой подготовки входит изучение вопросов анатомии, физиологии и психологии детей шестилетнего возраста, специфики содержания и методики обучения, организации воспитательной работы, организации работы в продленном дне и др. Необходимо, чтобы теоретическая подготовка на курсах сочеталась с практической. С этой целью используются конкретные методические разработки, такие, как тематические планы, конспекты уроков, образцы рабочих тетрадей учащихся и др. Читать далее “Подготовка учителя, воспитателя и руководящих работников школ к работе с классами шестилеток”

Работа с родителями

В.А.Сухомлинский писал: “Чтобы хорошо узнать детей, надо хорошо знать семью – отца, мать, братьев, сестер, дедушек, бабушек”. Он обращал внимание на необходимость хорошо узнать шестилетнего ребенка, индивидуальные особенности его восприятия, мышления, умственного труда, его здоровья. “… Без этого нельзя нормально учить” .

Коллективные встречи с родителями шестилетних школьников (родительские собрания) проводятся, как правило, раз в месяц или в четверть. На таких собраниях решаются не -только вопросы анализа учебно-воспитательного процесса, но особая роль отводится повышению культуры педагогических знаний: лекциям, беседы специалистов-педагогов, медиков, психологов и др.

Однако акцент делается на индивидуальную работу учителя и воспитателя с родителями. Учитель или воспитатель,выясняя мнение родителей по тем или иным вопросам (любит ли ребенок проводить время вместе с родителями, слушать рассказы взрослых, сказки, умеет ли сам рассказывать, любит ли читать, добр ли, как относится к родителям, товарищам, любит ли помогать в работе, какие трудовые поручения выполняет по дому, помогает ли малышам, как выполняет обещания, какие игры любит и как ведет себя в играх и др.), не только получает сведения об учениках и родителях, но и тем самым задает родителям программу совместной работы. Читать далее “Работа с родителями”

Внутришкольное руководство

Внутришкольный контроль знаний учащихся-шестилеток и деятельности учителя и воспитателя строится и планируется с учетом особенностей учебно-воспитательного процесса в классе-шестилеток; специфики организации урочной деятельности, подбора методических приемов; взаимоотношений учителя, воспитателя и учащегося; особенностей соотношения индивидуальной и коллективной деятельности; подбора заданий с учетом индивидуальных особенностей детей; особенностей контроля знаний и самоконтроля деятельности учащимися и др.

Чтобы внутришкольный контроль был результативным, проверяющему необходимо четко знать учебные программы по каждому предмету. В качестве критериев усвоения программного материала выступают перечни знаний и умений учащихся, которые даны в этих программах Эти знания и умения составляют тот исходный уровень, с которого начинается обучение семилетних детей во втором классе. Приведем здесь этот перечень. Читать далее “Внутришкольное руководство”