Работа с родителями


В.А.Сухомлинский писал: «Чтобы хорошо узнать детей, надо хорошо знать семью — отца, мать, братьев, сестер, дедушек, бабушек». Он обращал внимание на необходимость хорошо узнать шестилетнего ребенка, индивидуальные особенности его восприятия, мышления, умственного труда, его здоровья. «… Без этого нельзя нормально учить» .

Коллективные встречи с родителями шестилетних школьников (родительские собрания) проводятся, как правило, раз в месяц или в четверть. На таких собраниях решаются не -только вопросы анализа учебно-воспитательного процесса, но особая роль отводится повышению культуры педагогических знаний: лекциям, беседы специалистов-педагогов, медиков, психологов и др.

Однако акцент делается на индивидуальную работу учителя и воспитателя с родителями. Учитель или воспитатель,выясняя мнение родителей по тем или иным вопросам (любит ли ребенок проводить время вместе с родителями, слушать рассказы взрослых, сказки, умеет ли сам рассказывать, любит ли читать, добр ли, как относится к родителям, товарищам, любит ли помогать в работе, какие трудовые поручения выполняет по дому, помогает ли малышам, как выполняет обещания, какие игры любит и как ведет себя в играх и др.), не только получает сведения об учениках и родителях, но и тем самым задает родителям программу совместной работы.

Так, родителям школы № I г.Тбилиси были заданы следующие вопросы: Чем обрадовал Вас ребенок на этой неделе? Чем огорчил Вас на этой неделе ребенок? Вежлив ли Ваш ребенок? Анализ ответов показал некоторое отсутствие навыков культурного поведения в транспорте, соблюдения правил гигиены, послушания старшим, заботы о младших братьях и сестрах, проявления внимания к родителям и помощи в работе по дому. Не у всех детей выработаны устойчивая потребность и привычки к соблюдению норм и правил общественного поведения, которая часто носит ситуативный характер.

Задача учителя-воспитателя заключается в том, чтобы исходя из особенностей семьи и ребенка, обеспечить компенсацию недостатков семейного воспитания, постараться дать ребенку все то, чего он лишен дома; совместно с родительским активом, общественностью принять меры к оздоровлению воспитательной обстановки в семье.

Установлению более содержательных контактов с родителями способствует педагогическая характеристика ребенка и семьи, которая складывается из наблюдений по ряду вопросов: материальное положение семьи; особенности характера ученика; его отношение к учебе; реакция на хорошую и плохую оценку, прилежность в выполнении равного рода поручений; воспитание в семье у ребенка разносторонних интересов (какие газеты и журналы выписывают в семье, чем увлекаются родители и ребенок в свободное время, интерес к какой профессии воспитывается, в каком кружке или спортивной секции занимается ребенок и др.); воспитание норм коммунистической морали: чуток ли ребенок к людям, как относится к товарищам, к окружающим взрослым, родителям, школе, проявляет ли честность, добросовестность, активность в действиях: трудовое воспитание (как воспитывают родители любовь к труду и людям труда, какие обязанности по дому имеет, как относится к труда своих товарищей, как относится к главной своей обязанности — учебе; физическое воспитание (занимается ли семья спортом, каким видом спорта увлекается ребенок, как выполняет режим дня и правила личной гигиены, как отражаются на характере ребенка и на учебе занятия спортом): эстетическое воспитание (отношение к музыке, искусству, литературе в семье, что коллекционирует ребенок (открытки, репродукции, марки и др. как это отражается на его развитии, какие смотрит кинофильмы, любит ли бывать в театре, на концертах, выставках, умеет ли рассказать об увиденном, в чем видит главное, как относится к природе, как и какие смотрит телепередачи, обсуждаются ли эти вопросы в семье); влияние товарищей и друзей (с кем дружит, как относится к дружбе, как отзывается о друзьях, что ценит в товарищах, как относятся к дружбе ребенка родители и др.).

Одним из важных направлений в работе с родителями является разъяснение особенностей учебно-воспитательного процесса в классе, показ в тактичной форме необходимости соблюдения самими родителями хорошо известных правил, т.к. дети в этом возрасте особенно склонны к подражанию, очень зорко наблюдают за взрослыми, их разговорами, поведением, взаимоотношением. Личный пример родителей — лучший образец для подражания, т.к. воспитание в семье — каждодневно, ежечасно и ежеминутно, и именно это влияние оказывается дая ребенка более сильным, чем отдельные разговоры и «мероприятия». Целесообразно привлекать родителей к планированию и осуществлению воспитательного процесса в школе. Анкетирование семей, шестилетние дети которых учились в школе, показало, что родители охотно изъявляют желание помочь школе в оформлении помещений для маленьких школьников, в организации внеклассных и внешкольных мероприятий, проведений экскурсий, прогулок, в подготовке разного рода пособий и др.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт