Комплектование классов


В первые классы принимаются только те шестилетние дети, которым до 1 сентября текущего года исполняется шесть лет. Первые классы из таких детей комплектуются в школах и школах-интернатах с учетом территориальных особенностей, типа поселения, численного и национального состава населения, специфики сети школ и дошкольных учреждений.

Территориальные особенности комплектования классов-шестилеток связаны с учетом расстояния, на котором находится школа от места проживания учащихся. По данным проведенного обследования затраты времени учащихся-шестилеток от дою до школы в городской местности составляют в основном 5-10 минут, в сельской — 10-20 минут. При этом большой процент городских родителей (более 50%) провожает и встречает шестилетних учеников, но многие ходят в школу сами и с другими детьми. Для села, особенно например, республик Средней Азии, характерны семьи, где 4-5 и более детей. Такие семьи отличаются опекой младших со стороны старших.

Тот факт, что дети идут в школу и возвращаются из школы сами и с другими детьми, говорит о некоторой самостоятельности шестилеток. Вместе с тем, следует обратить внимание на то что в условиях всеобщего обучения детей с шести лет потребуется организация подвоза детей к школе в значительных масштабах, так как по статистическим данным большой процент учащихся проживает на расстоянии более, чем на три километра от школы.

В качестве интересного образца можно привести опыт организации подвоза детей в сельской Златоустовской средней школе Волновахского района Украинской ССР, Специально выделенный автобус собирает детей из прилегающих населенных пунктов и подвозит их к школе. Водитель автобуса «сдает» детей учителю. После занятий в школе учащихся провожает до автобуса воспитатель группы продленного дня» проверяет наличие всех детей по списку и оставляет их под наблюдение водителя. В населенных пунктах, где проживают дети, их встречают родители.

Наполняемость классов-шестилеток — 30 детей. В сельских школах, не имеющих параллельных I-IV классов, при комплектовании классов необходимо учитывать требования нормативных документов: если число учащихся двух начальных классов до 30 детей, трех — до 15, а четырех — до 10, то с этими детьми занимается один учитель. Если же число учащихся в каждом конкретном случае равно или превышает указанные нормы, то учащиеся объединяются в два класса-комплекта, с каждым из которых занимается один учитель.

Определенный опыт объединения классов в комплекты при наличии шестилетних учеников накоплен в школах Белорусской ССР. Здесь в ходе эксперимента по проблеме «Обучение детей с шестилетнего возраста» выявилось, что наиболее рациональным является сочетание класса — шестилеток и современного второго класса (восьмилетних детей), современного первого и третьего класса. Если учесть, что в новой четырехлетней начальной школе класс шестилеток будет 1, то классы будут сочетаться так: I и III, II и IV. В условиях однокомплектной школы учитель занимается со всеми учащимися начальной школы сразу. Здесь особое внимание уделяется составлению расписания, при котором в первом полугодии обеспечивалась возможность два урока вести занятия только с учащимися-шестилетками.

В условиях переходного периода к обучению детей с шести лет часть детей будет обучаться в подготовительной группе детского сада часть детей-шестилеток пойдет, в школу, а часть детей пойдет в школу с семи лет. В таких условиях в I классе могут обучаться разновозрастные дети, а во втором классе могут обучаться дети из первого класса, школы и из подготовительной группы детского сада. В этом случае при комплектовании классов необходимо учитывать не только психологическую перестройку учащихся, пришедших из подготовительной группы сразу во второй класс, но и другие моменты .ложившейся обстановки в каждом конкретном случае: количество детей разного возраста, особенности их развития и состояния здоровья, опыт работы учителя, пожелания родителей, особенности режима работы школы.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт