ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы указывается, что незыблемой основой коммунистического воспитания учащихся является формирование у них марксистско-ленинского мировоззрения. В осуществлении этой задачи важную роль играет курс природоведения в начальных классах.

Начальное природоведение ставит своей целью:

  • а) сообщить младшим школьникам элементарные сведения о неживой и живой природе и труде людей ближайшего окружения школы и своей области (края, республики), об изменениях природы и труда людей по временам года;
  • б) обогатить личный опыт учащихся путем проведения с ними систематических наблюдений явлений живой и неживой природы;
  • в) раскрыть некоторые доступные для этого возраста взаимосвязи предметов и явлений природы, показать влияние изменений в природе на труд человека;
  • г) дать учащимся некоторые знания о значении охраны природы, познакомить с мероприятиями, проводимыми по охране природы, в данной местности (крае, республике); д) дать первоначальные гигиенические знания, привить некоторые навыки личной и общественной гигиены.

Читать далее “ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА”

ПРОГРАММА I КЛАСС

Наш дом (5 ч)

Мое имя и фамилия. Домашний адрес: название города (села), улицы, номер дома, квартиры.

Мои родные (состав семьи). Заботливое отношение к членам семьи. Уважение к труду взрослых. Выполнение посильных поручений в семье.

Распорядок дня. Элементарные правила личной гигиены: умение правильно мыть руки (мыть руки перед едой, после прогулки, после посещения туалета, насухо вытирать их), всегда иметь чистый носовой платок и правильно пользоваться им. Уход за зубами (правильно чистить зубы, полоскать рот после еды). Правильная посадка во время занятий. Проветривание помещения. Значение проветривания.

Режим питания. Умение правильно сидеть за столом и пользоваться столовым прибором. Читать далее “ПРОГРАММА I КЛАСС”

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

К концу II класса учащиеся должны знать:

  • отдельные признаки времен года;
  • названия и уметь отличать три-четыре дерева, два-три кустарника, три-четыре травянистых растения, три-четыре комнатных растения;
  • названия и уметь отличать три-четыре птицы;
  • уметь выполнять правила личной гигиены (правильно чистить зубы, мыть руки, овощи и фрукты); сидеть при письме и чтении; знать и выполнять свой режим дня, режим питания; правила и значение проветривания помещений, значение сменной обуви;
  • правила поведения на улице и выполнять их;
  • правила перехода улицы, обхода транспорта, виды переходов, дорожные знаки («Осторожно, дети!», «Переход», «Проезд запрещен», «Железнодорожный переезд»), правила регулирования движения транспорта и пешеходов светофором и милиционером-регулировщиком.

Читать далее “Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся”

IV класс (35 ч). Введение. Ориентирование на местности. План и карта (6 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Ориентирование на местности по солнцу и компасу. Строение компаса. Правила пользования компасом. Нахождение сторон горизонта по природным признакам. План и карта.

Практические работы: определение сторон горизонта по солнцу, определение сторон горизонта по компасу; работа с планом.

Наша Родина — СССР. Административные центры. Столица СССР — Москва, столицы союзных республик.

Природа нашего края (19 ч)

Формы поверхности: равнина, холм, овраг, гора. Условные знаки форм поверхности на карте области, поверхность своего края. Погода края. Важнейшие полезные ископаемые (четыре-пять), их свойства, добыча, использование. Водоемы, типы водоемов, названия двух-трех водоемов. Использование и охрана водоемов. Вода и ее свойства (цвет, прозрачность, текучесть, запах, вкус, состояния воды, вода — растворитель, очистка воды фильтрованием). Круговорот воды в природе. Почва, ее состав, виды почв. Значение и охрана почв.

Растительный и животный мир водоемов, лесов, полей и лугов (для изучения берутся те из перечисленных ландшафтов, которые преобладают в данной местности). Охрана, растений и животных в области (крае, республике). Что дает наш край стране? Читать далее “IV класс (35 ч). Введение. Ориентирование на местности. План и карта (6 ч)”