Исследование состояния здоровья и готовности детей к обучению при поступлении в школу

Охрана здоровья детей шестилетнего возраста, начавших обучение в общеобразовательной школе, является в настоящее время одной из самых актуальных проблем, волнующих педагогов и медицинских работников.

Внимание к охране здоровья шестилеток связано с тем, что школьное обучение предъявляет к организму ребенка, совершенно новые требования, влечет за собой ломку привычного образа жизни, сложившегося в дошкольном периоде воспитания. Ребенок должен приспособиться к новому виду деятельности -учебной деятельности. Организационные формы этой деятельности обусловливают иное соотношение между динамическими (двигательными) и статическими нагрузками. Учебная работа, необходимость длительного сохранения вынужденной позы за партой в течение урока (т.е. статическая нагрузка), пребывание в большом школьном коллективе – все это требует большого напряжения их функциональных возможностей, т.е. напряжения деятельности всех систем организма. Исследования показывают, что из всех видов нагрузок – умственной, динамической, статической – последняя для детей младшего школьного возраста вообще и особенно для детей 6 (да даже и 7) лет чрезвычайно тяжела. Читать далее “Исследование состояния здоровья и готовности детей к обучению при поступлении в школу”

Гигиенические и материальные условия рациональной организации обучения шестилетних детей.

Существенной составной частью в организации рационального режима обучения является продолжительность урока. Исследованиями психологов и физиологов установлено, что дети этого возраста не могут удерживать произвольное внимание более 15 минут. Так если в первые 15 минут урока число отвлечений составляет в среднем 11%, то во вторые – 32%. Поэтому, наилучшее функциональное состояние организма и высокая работоспособность наблюдаются при длительности урока 35 минут при условии 3-х – 5-и минутной динамической паузы в середине урока.

Суммарная учебная нагрузка за день не должна превышать 2,5 астрономических часов. Поддержание умственной работоспособности учащихся на относительно высоком уровне в течение указанного выше учебного времени должно обеспечиваться чередованием занятий, различных по видам деятельности. При составлении расписания занятий рекомендуется: предметы, требующие большого умственного напряжения (русский язык, родной язык, математика) ставить на первые два урока; предметы с преобладанием двигательного, динамического компонента (физкультура, музыка) и занятия, связанные с движением, предусмотреть на 3-м и 4-м уроках. Читать далее “Гигиенические и материальные условия рациональной организации обучения шестилетних детей.”