Гигиенические и материальные условия рациональной организации обучения шестилетних детей.


Существенной составной частью в организации рационального режима обучения является продолжительность урока. Исследованиями психологов и физиологов установлено, что дети этого возраста не могут удерживать произвольное внимание более 15 минут. Так если в первые 15 минут урока число отвлечений составляет в среднем 11%, то во вторые — 32%. Поэтому, наилучшее функциональное состояние организма и высокая работоспособность наблюдаются при длительности урока 35 минут при условии 3-х — 5-и минутной динамической паузы в середине урока.

Суммарная учебная нагрузка за день не должна превышать 2,5 астрономических часов. Поддержание умственной работоспособности учащихся на относительно высоком уровне в течение указанного выше учебного времени должно обеспечиваться чередованием занятий, различных по видам деятельности. При составлении расписания занятий рекомендуется: предметы, требующие большого умственного напряжения (русский язык, родной язык, математика) ставить на первые два урока; предметы с преобладанием двигательного, динамического компонента (физкультура, музыка) и занятия, связанные с движением, предусмотреть на 3-м и 4-м уроках.

Продолжительность перемен между уроками должна составлять 20 минут.

В середине учебных занятий после второго или третьего уроков необходима организация спортивного часа на воздухе. Спортивный час (динамическое занятие), проводимый в подвижных играх и развлечениях на открытом воздухе, имеет большой оздоровительный эффект, способствует поддержанию функционального состояния организма шестилетних детей на достаточно высоком уровне в течение всего дня.

Значительно восполняют дефицит общей суточной двигательной активности детей так называемые малые формы физического воспитания. К ним относят утреннюю гигиеническую гимнастику дома (10 мин.), гимнастику перед началом занятий в школе (10 мин.), физкультурные паузы на уроках (минимум по 3 мин.), подвижные игры на переменах.

Гимнастика до уроков, хотя и непродолжительная по времени, оказывает огромное оздоровительное влияние. Повышая возбудимость нервной системы, она способствует более быстрому вхождению в работу.

В процессе учебной деятельности на уроке у учащихся возникают сдвиги в ряде функциональных систем, поэтому переключение учащихся в середине урока со статической нагрузки на динамическую (физические упражнения) позволяет в значительной мере снять отмеченные отрицательные сдвиги в физиологических системах организма и повысить работоспособность. В физкультурные минутки, помимо упражнений, требующих напряжения и расслабления крупных мышц туловища и конечностей, совершенно обязательно вводить упражнения для мелких мышц кисти, пальцев рук. Это содействует развитию мелких мышц кисти, совершенствованию тонких двигательных координации.

Организация активного отдыха на переменах относится к числу важнейших условий гигиены учебно-воспитательного процесса. Не обеспечивают отдыха перемены в тех случаях, когда детям запрещаются подвижные игры на участке школы или в здании в условиях хорошо проветренных рекреаций. Установлено, что наиболее благотворное влияние на работоспособность и здоровье детей оказывают перемены, проводимые на открытом воздухе в играх средней подвижности (ходьба и бег составляют 60-80$ времени перемены).

Для учащихся шестилетнего возраста необходимым видом отдыха является 1,5-2-часовой дневной сон. Его отсутствие приводит к тому, что во второй половине дня дети либо крайне возбуждены, либо крайне заторможены. Дневной сон полностью восстанавливает работоспособность шестилетних детей, и ее показатели на 26% становятся даже выше исходного уровня.

Нахождение шестилетних детей в школе на продленном дне (до 17-18 часов) или так называемом полупродленном дне (до 15-16 часов) без организации дневного сна недопустимо. При невозможности организовать дневной сон лучше ограничить время пребывания детей в школе только уроками (см. схему режима дня учащихся).

Оздоровительный эффект рационально организованного режима усиливается, если в нем предусматривается время на прогулку (1,5-2 часа) во второй половине дня, и желательна 15-20 минутная прогулка до начала занятий. Для учащихся, затрачивающих на дорогу в школу не более 10 минут, такие прогулки особенно необходимы.

В нижеследующей таблице дается обобщенная характеристика режима дня шестилеток в школе.

Таблица 1.

Примерный режим дня шестилетних учащихся первого класса при различной длительности пребывания их в школе

Гигиенические и материальные условия рациональной организации обучения шестилетних детей.

При такой организации учебного дня обеспечивается рациональное чередование учебной деятельности с отдыхом.

При организации режима учебной недели шестилетних детой в школе очень важно также учитывать динамику их умственной работоспособности. При составлении расписания на учебную неделю рекомендуется учитывать периодичность работоспособности в отдельные дни:

  • понедельник — работоспособность снижена, отмечается постепенность вхождения в умственную работу после воскресного отдыха;
  • вторник-среда — дни стимула работоспособности, на которые должна падать основная учебная нагрузка;
  • четверг, пятница и суббота — соответственно дни сниженной и низкой работоспособности.

В дни сниженной и низкой работоспособности учебная на грузка должна быть несколько сокращена за счет объема и трудности заданий, уменьшения в расписании доли предметов, требующих значительного статического и умственного напряжения.

Пристального вниманий требует организация питания детей. При пребывании учащихся в школе до 13 часов они должны полупить горячий завтрак, за время 10-11-часового нахождения в школе детям необходим еще обед и полдник.

Питание должно быть высококалорийным и полноценным по подержанию всех пищевых веществ. В питании детей не должно быть углеводов больше нормы — необходим широкий ассортимент молочно-кислых продуктов, салатов и овощей.

Калорийность горячих завтраков должна составлять 20% ежедневного рациона. Школьный завтрак для учащихся 6 лет должен содержать 14 г белка, 14 г жира, 55 г углеводов.

Обед предусматривается обязательно из двух горячих блюд п гладкого. Общая калорийность обеда для учащихся школ продленного дня установлена 35-40% от суточного рациона, т.е. 650—700 ккал., при содержании не менее чем 25 г белка, 25 г жира, 100 г углеводов.

На полдник рекомендуется давать детям фрукты, соки, чай, хлебобулочные изделия; полдник должен составлять около 10% суточного рациона.

Наиболее прогрессивной формой организации питания является приготовление и отпуск скомплектованных завтраков, обедов

и полдников, которые разрабатываются с учетом современных основ гигиены питания (подробно об организации питания см. Методические рекомендации «Организация рационального питания учащихся подготовительных классов общеобразовательных школ» №2635-82, утв. МЗ СССР по согласованию с МП СССР 9.12.82г.).

Задачи успешного обучения и сохранения здоровья шестилетних детей решаются не только благодаря соблюдению гигиенических требований к организации учебного и продленного дня в школе, но и повышению степени упорядоченности режима дня в семье.

Длительные вечерние просмотры телепередач, сокращение установленных нормативов пребывания на воздухе и ночного сна, значительная перегрузка внешкольными занятиями (музыкой, иностранным языком, спортом и т.д.), одновременное посещение двух или более кружков или секций) является одной из причин чрезмерного утомления детей. В таких случаях, как правило, ночной отдых не может полностью восстановить функциональное состояние организма к утру каждого последующего дня, у детей оказывается сниженной работоспособность в течение дня.

Результаты опроса родителей выявили существенные нарушения гигиенических требований к организации режима жизни ребенка в семье. Выяснилось, что утреннюю гимнастику дома делают только 42% детей, у 76% — продолжительность ночного сна снижена на 1-2 часа. Почти все дети проводят у телевизора от 1,0 до 2,0 часов ежедневно, 20% детей вообще не гуляют после школы. Несмотря на то, что домашние задания Положением о подготовительных классах и приказом МП СССР от 25.01.85г. № 13 исключаются, большинство учащихся тратит на самоподготовку дома от 0,5 до 1,5 часов в начале учебного года и от 1,0 до 2,0 часов — в конце. Очень тревожно, что подобная практика наблюдается даже в подготовительных группах детских садов. Выполнение домашних заданий объясняется, как правило, двумя причинами: с одной стороны, личной инициативой родителей, желающих, чтобы ребенок лучше успевал, и, с другой стороны, неофициальными рекомендациями учителя потренироваться в чтении, письме, счете. При этом совершенно не принима ется во внимание то, что подобная самоподготовка на фоне утомления, сниженной работоспособности ребенка и не приводит к желаемым результатам. Многократные переписывания упражнений, чтение и счет «через силу», особенно в вечерние часы, только усугубляют утомление детей, вызывают у них чувство протеста и в итоге — ухудшение самочувствия и здоровья. Дети становятся раздражительными, капризными, жалуются на головные боли, долго не могут уснуть, сон становится беспокойным, со сновидениями. Утром появляются жалобы на то, что голова «тяжелая», «ватная», пропадает интерес к учебе.

Учитель и медицинский работник школы должны повседневно контролировать режим дня учащихся-шестилеток в условиях семьи и постоянно проводить санитарно-просветительную работу и этом направлении среди родителей.

Гигиенически рациональная организация режима дня 6-летних детей в условиях семьи при отсутствии в школе продленного дня должна предусматривать:

  • продолжительность отдыха на воздухе не менее 3,5 часов
  • длительность ночного сна II часов (дополнительно 2 часа дневного сна);
  • четырехразовое питание (завтрак, обед, полдник и ужин).

Таблица 2

Схема режима дня шестилетних учащихся 1-х классов в семье

Гигиенические и материальные условия рациональной организации обучения шестилетних детей.

Элементы режима

Часы

Прогулка Ужин

16.30-18.30 18.30-19.00

Свободные занятия

19.00-20.00

Подготовка ко сну (вечерний туалет, приготовление постели, уход за одеждой и обувью)

20.00-20.30

Ночной сон

20.30-7.00

Поддержание работоспособности школьников в процессе занятий и сохранение их здоровья обусловлены не только видом и режимом деятельности, но и условиями, в которых она протекает. Такие факторы, как освещенность и окраска помещения, его оборудование, микроклимат, уровень звукового давления, степень удобства рабочего места и рациональность рабочей позы совсем не безразличны для организма ребенка.

Все эти факторы, в зависимости от силы и длительности воздействия на анализаторы, изменяют функциональное состояние коры головного мозга и, таким образом, либо благоприятствуют работоспособности, либо вызывают ее снижение.

Условия внешней среды должны соответствовать методическим указаниям «Организация учебных занятий и режима продленного дня в подготовительных классах общеобразовательной школы в условиях пятидневной учебной недели» (утв. МЗ СССР и МП СССР, М., 1981).

Особенности организации режима учебного и продленного дня, сокращение продолжительности урока до 35 минут диктуют «необходимость оборудования помещений, предназначенных для шестилетних детей, в отдельных отсеках или блоках, не выше 2-го этажа, для удобной связи со школьным участком. Набор помещений должен включать:

  • — классную комнату, площадью 60 кв.м. при наполняемости класса 80 чел.;
  • — игровую, площадью 50 кв.м., целесообразно смежное размещение классной и игровой комнат, что обеспечивает использование игровой для проведения физкультминуток и для отдыха детей, успевших выполнить классную работу;
  • — стационарные спальные комнаты, из расчета 2,0 кв.м. на одно спальное место при наполняемости каждой спальни не более 12-13 человек;
  • — гардероб для верхней одежды — часть общего гардероба, изолированная от раздевалки других возрастов и оборудованная сушилкой для верхней одежды и обуви. Возможно устройство индивидуальных приклассных шкафчиков для хранения верхней одежды.

Все помещения должны иметь удобную связь между собой и с общешкольными помещениями, которые используются учащимися первых классов (гимнастический и обеденный залы, кабинет врача и т.д.).

В случае невозможности обеспечить полный набор помещений, рекомендуется комбинированное их использование. Удобнее всего сочетать спальное помещение с игровой или игровое помещение с рекреацией, при этом площадь помещения должна увеличиваться на 15-20%.

Требования к естественному и искусственному освещению, состоянию и содержанию помещений для шестилетних учащихся 1-х классов должны соответствовать общепринятым гигиеническим требованиям.

Классная комната оборудуется учебной мебелью в соответствии с ГОСТами «Мебель детская дошкольная — функциональные размеры» (ГОСТ 193011-73 и ГОСТ 193012-73), а также допускается использовать мебель школьную в соответствии с ГОСТами 1105-71 и 11016-71, 5994-73 (таблица 3).

Таблица 3

Гигиенические и материальные условия рациональной организации обучения шестилетних детей.

Между рядами столов и стенами классного помещения необходимо строго соблюдать определенные разрывы: от наружной стены до первого ряда столов и от внутренней стены до третьего ряда столов — не менее 0,5 м, от задней стены до последних столов — 0,65 см, от классной доски до первых столов -2,0 м, между рядами — 0,6 м.

Настенные доски (тип ДО) ГОСТ 20.064-74) располагаются таким образом, чтобы нижний край находился над полом не выше 75 см. В классном помещении предусматриваются шкафы для учебных пособий и игрушек в количестве 8 секций.

Мебель игровых комнат должна соответствовать росту детей и быть представлена двухместными столами, стульями и диванчиками для отдыха.

Кроме того, игровые оборудуются шкафами для хранения игрушек, книг, настольных игр. Не следует приобретать игрушки индивидуального пользования (флейты, губные гармошки, свистульки, мягкие игрушки), плохо поддающиеся очистке и дезинфекции.

В спальных комнатах предпочтительнее стационарные детские кровати (ГОСТ 19.301.3-73). Использование раскладных кроватей с жестким основанием допускается в исключительных случаях. При расстановке кроватей следует соблюдать разрывы:

между изголовьями кроватей — 20 см, рядами кроватей — 100 см. Расстояние между кроватью и наружной стеной должно быть не менее 60 см, в климатических подрайонах 1A, 1Б и 1Г — не менее 100 см. В спальне размещается 6 секционных вешалок для полотенец (по 5 мест в каждой секции). Дополнительно спальня и игровая оборудуются индивидуальными шкафчиками для хранения домашнего платья.

Рекомендуется смена постельного белья каждые 10 дней, при централизованной его стирке.

В общешкольной столовой для шестилетних детей 1-го класса должны выделяться отдельные столы,по своим размерам соответствующие росту детей.

Ко всем помещениям, используемым детьми шести лет, подводится горячая и холодная вода. Высота подвеса раковин 0,5-0,6 м от пола. Туалеты с умывальниками размещаются вблизи основных помещений, используемых шестилетними детьми, и оборудуются санитарными приборами с учетом роста детей. В сельских школах необходимо предусмотреть устройство отдельных дворовых туалетов для шестилетних детей первых классов.

Температура воздуха основных помещений школы должна соответствовать гигиеническим нормам (таблица 4).

Таблица 4

Температура воздуха в основных помещениях школы в зависимости от климатических зон

Гигиенические и материальные условия рациональной организации обучения шестилетних детей.

Частота воздуха помещений достигается правильной организацией проветривания классных помещений во время перемен, продолжительность которого определяется наружной температурой воздуха (таблица 5).

Таблица 5

Бдительность проветривания помещений

Гигиенические и материальные условия рациональной организации обучения шестилетних детей.

До начала занятий рекомендуется сквозное проветривание. Продолжительность проветривания спальных и игровых перед приходом детей устанавливается в соответствии с рекомендациями для проветривания классных комнат.

Таким образом, успешность обучения шестилетних детей в школе зависит от комплексного решения учебно-воспитательных и медико-гигиенических задач.

Следует, однако, предупредить учителей и воспитателей, что даже в условиях казалось бы рационально организованного режима здоровые к началу обучения шестилетние дети (тем более те, кто обнаружил школьную «незрелость») в некоторых случаях могут трудно переносить период адаптации к школе. Объясняется это характерной для этого возраста незавершенностью развития центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, зрительного и слухового анализаторов, которые играют определенную роль в формировании школьно-значимых функций.

Для организма учащихся шестилетнего возраста характерны также низкая сопротивляемость утомлению, легкая травмируемость. Следствием этого является высокая истощаемость и неустойчивость работоспособности. Вне зависимости от организации обучения а дневной динамике показателей работоспособности не проявляются обычно фазовые изменения, не удается выявить фазу «врабатывания» — подъема всех показателей работоспособности после первых часов занятий, отсутствует и фаза «устойчивой работоспособности», а спад показателей отмечается уже после 20-30 минут занятий и продолжается до конца учебного дня.

На фоне указанных особенностей организма детей шестилетнего возраста тяжесть адаптации к обучению у отдельных детей в школе проявляется в изменении состояния здоровья. Наиболее значительные сдвиги могут наблюдаться у детей в первые месяцы занятий и проявиться в снижении массы тела, гемоглобина крови, в существенном изменении артериального давления в сторону его понижения или повышения, в повышенной заболеваемости острыми респираторно-вирусными инфекциями, в обострении хронических заболеваний. Возможны также нарушения нервно-психической сферы: появление двигательной расторможенности, повышенной истощаемости, утомляемости, головных болей, плаксивости, раздражительности, беспокойного сна. В особо неблагоприятных случаях может появиться заикание, ночное недержание мочи и другие симптомы, свидетельствующие о чрезмерном утомлении детей и неблагоприятных изменениях со стороны нервно-психической сферы. Среди других изменений в состоянии здоровья шестилетних учащихся следует отметить снижение остроты зрения. Ухудшение функционального состояния зрительного анализатора за первый год обучения зависит от многих причин. Среди них наибольшее значение имеет необходимость длительной и интенсивной работы с мелкими объектами (буквы, цифры). Напряжение зрительного анализатора усугубляется за счет плохого внешнего оформления печатной продукции: учебников, учебных пособий, рабочих тетрадей. Это заключается в низком качестве ротапринтных изданий, высокой плотности печати и употреблении мелких шрифтов.

Особые трудности испытывают шестилетние учащиеся при овладении навыком письма. Большой объем письменного издания, быстрый темп письма -может привести к возникновению дрожания и болям в мышцах руки. Вследствие чего навык письма не формируется.

Во всех указанных случаях необходимо вновь и вновь возвращаться к анализу условий обучения детей. Как правило своевременно принятые меры: упорядочение домашнего режима, обеспечение ребенка полноценным отдыхом (сон, пребывание на воздухе), снятие внешкольных нагрузок, исключение всяких дополнительных занятий дома (чтением, письмом), просмотра длительных эмоционально насыщенных телевизонных передач перед сном, строгое.нормирование объема и темпа письма на уроке, как правило, приводят к положительным результатам, улучшают самочувствие ребёнка.

Во втором полугодии при соответствии условий обучения морфо-функциональным особенностям учащихся происходит компенсация возникших нарушений у большей части детей.

В связи со сказанным подчеркнем еще раз обязательность создания школой всех медико-гигиенических и педагогических условий, необходимых как для качественного обучения, так и для охраны здоровья 6-летних детей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт