Исследование состояния здоровья и готовности детей к обучению при поступлении в школу


Охрана здоровья детей шестилетнего возраста, начавших обучение в общеобразовательной школе, является в настоящее время одной из самых актуальных проблем, волнующих педагогов и медицинских работников.

Внимание к охране здоровья шестилеток связано с тем, что школьное обучение предъявляет к организму ребенка, совершенно новые требования, влечет за собой ломку привычного образа жизни, сложившегося в дошкольном периоде воспитания. Ребенок должен приспособиться к новому виду деятельности -учебной деятельности. Организационные формы этой деятельности обусловливают иное соотношение между динамическими (двигательными) и статическими нагрузками. Учебная работа, необходимость длительного сохранения вынужденной позы за партой в течение урока (т.е. статическая нагрузка), пребывание в большом школьном коллективе — все это требует большого напряжения их функциональных возможностей, т.е. напряжения деятельности всех систем организма. Исследования показывают, что из всех видов нагрузок — умственной, динамической, статической — последняя для детей младшего школьного возраста вообще и особенно для детей 6 (да даже и 7) лет чрезвычайно тяжела.

В результате перемены образа жизнедеятельности» связанной с обучением, у первоклассников, особенно у шестилетних, нередко отмечается та или иная степень падения работоспособности, ухудшение внимания а памяти, нарастает двигательное беспокойство, появляются жалобы на головную боль, снижение аппетита, падение массы тела, раздражительность, плаксивость, плохой сон и др. симптомы, свидетельствующие о напряжении всех систем организма ребенка.

Все наблюдающиеся Нарушения в самочувствии и поведении детей при поступлении их в школу являются проявлениями так называемой адаптации привыкания к изменившимся условиям жизнедеятельности. Различают легкую степень адаптации, при которой подобное состояние напряжения организма ребенка компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести описанные выше симптомы, более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия. У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают в течение учебного года.

Легкая адаптация и, в определенной степени, адаптация средней тяжести являются закономерными реакциями организма детей на изменившиеся условия жизни. Тяжелое протекание адаптации свидетельствует о несооветствии величины учебных нагрузок и режима обучения морфо-функциональным возможностям ребенка.

Степень тяжести адаптации зависит от многих причин, среди которых на одном из первых мест стоит исходный на начало обучения уровень состояния здоровья и развития ребенка. Отсюда вытекает необходимость тщательного отбора шестилетних детей в I класс.

В ходе исследования установлено, что среди шестилетних детей, поступающих в I класс, многие имеют различные нарушения в состоянии здоровья. Наиболее часто встречаются: заболевания органов уха, горла и носа, нарушение осанки, понижение остроты зрения. Значительную группу составляют дети, ослабленные в результате частых заболеваний, вызванных острыми респираторно-вирусными инфекциями. Выявляется также категория детей с так называемым «отягощенным анамнезом» (неблагополучное протекание беременности у матери, родовые травмы, тяжелые заболевания в раннем детстве и т.п.), а также воспитывающиеся в неблагоприятных микросоциальных условиях (алкоголизм родителей, неспокойная обстановка в семье, чрезмерная или, наоборот, недостаточная опека и т.п.), Как правило, у этих детей в случае поступления их в школу выявляются различные нарушения со стороны нервно-психической сферы, резко затрудняющие адаптацию к обучению в школе. Это говорит о том, что детям с выраженными отклонениями в состоянии здоровья (хронические заболевания лорорганов, органов дыхания, общая соматическая ослабленность, нервно-психические нарушения и т.д.) необходимо на год отложить поступление в школу и рекомендовать соответствующее лечение и обучение в условиях более щадящего режима детского сада или специального учебно-воспитательного учреждения санаторного типа.

Состояние здоровья детей выявляется в ходе проведения ежегодной диспансеризации всего детского населения. (Приказ МЗ СССР № 348 от 3.04.81г. «О мероприятиях по организации медицинского обеспечения детей при введении обучения с 6-лет-него возраста»). Все результаты проведенных медицинских исследований фиксируются в форме 026/у и должны при поступлении ребенка представляться в школу.

Помимо детей с явными отклонениями в состоянии здоровья, особого внимания заслуживают те дети шести лет, которые \’не обладают достаточным уровнем готовности к обучению, не обладают «школьной зрелостью». Под «школьной зрелостью» понимают такой уровень развития организма ребенка, при котором можно утверждать, что требования школьного обучения, статические и динамические нагрузки, новый режим не будут чрезмерно обременительны ребенку. Как показало исследование,не все дети в 6-6,5 лет оказываются готовыми к обучению в школе. Неготовыми к обучению (т.е. «незрелыми», не обладающими «школьной зрелостью») считаются шестилетние дети с некоторыми отклонениями в состоянии здоровья, указанными в перечне медицинских рекомендаций к отсрочке поступления в школу (помимо вышеуказанных детей с явновыраженными отклонениями), имеющие выраженные недостатки речевого развития, слабый запас знаний об окружающей действительности, выполняющие тест Корна-Празека с оценкой 9 и более баллов (описание теста см. в методическом письме, ссылка на которое дается на стр.33; более высокая оценка здесь выражается снижением числа баллов). Как показывает опыт, такие дети, поступая в школу, нередко оказываются в числе успевающих. Надо, однако, сказать, что хорошая успеваемость «незрелых детей, вследствие недостаточной их функциональной готовности достигается, как правило, дорогой «физиологической ценой» чрезмерного напряжения, приводящего к сильному переутомлению и нередко к неврозам. Для предупреждения подобных явлений, к таким детям в случае зачисления их в I класс необходим индивидуальный педагогический подход и организация щадящего режима в семье: обязательный 2-х часовой дневной сон, не менее чем 4-х часовая прогулка на свежем воздухе, достаточный по продолжительности (II часов) ночной сон, полноценное питание, а в случае необходимости — проведение специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. Обязательным условием создания щадящего режима для этих детей в семье является тесный контакт работников школы и родителей, проведение среди них широкой разъяснительной работы. Желательно, чтобы дети вторую половину дня проводили в условиях семьи. На протяжении всего периода обучения в 1-м классе школьники должны находиться под тщательным медицинским наблюдением.

В то же время возможно и решение вопроса о нецелесообразности обучения таких детей в школе. Пребывание их в условиях более щадящего режима подготовительной группы детского сада без ущерба для состояния их здоровья способствует развитию «школьно значимых» функций, определяющих готовность к обучению.

Таким образом, определение степени готовности к обучению детей в школе является одной из мер предупреждения снижения их здоровья и неуспеваемости их учебной деятельности.

В настоящее время научными сотрудниками АПН СССР и МЗ СССР для педагогов и медицинских работников разработаны простые, однако достаточно информативные и надежные, критерии готовности ребенка к обучению в школе, пригодные для широкого практического использования. Эти критерии могут быть распределены на три группы: медицинские, психофизиологические и психологические.

К медицинским критериям относятся: достаточный уровень биологического развития и отсутствие отклонений в состоянии здоровья в момент осмотра. Оценка готовности по медицинским критериям проводится медицинскими работниками в соответствии с «Медицинскими показаниями к рекомендации отсрочки поступления в школу детей 6-летнего возраста», изложенными в методических указаниях по «Медицинскому контролю за организацией обучения детей 6-летнего возраста в общеобразовательной школе», утвержденных МП СССР 25.01.85г. № 131), опубликованные в сборнике приказов и инструкций Казахской ССР № 4 1985г.).

К психофизиологическим критериям относятся: результаты выполнения теста Керна-Иракеза, достаточный уровень развития двигательных координации, должная степень развития речи. По психофизиологическим данным готовыми «к школьному обучению считаются дети, выполняющие указанный тест с оценкой ниже 9 баллов, обладающие достаточным развитием таких двигательных координаций, образной речью, достаточным запасом слов, умением строить распространенные предложения, не имеющие выраженных дефектов звукопроизношения.

К психологическим критериям могут быть отнесены: наличие определенной суммы знаний об окружающей действительности, владение элементарными навыками и умениями самообслуживания; достаточней уровень произвольного внимания, т.е. способности сосредоточиться на некоторое время на одном предмете, на одном задании, положительное отношение к обучению, достаточные навыки общения с коллективом, умение подчиняться дисциплине.

Только наличие всего комплекса этих показателей с достаточной долей надежности позволяет сделать заключение о готовности ребенка к обучению S школе. Подробная методика определения готовности ребенка к обучению в школе представлена в методическом письме «Гигиенические рекомендации к организации учебно-воспитательного процесса и приему детей шестилетнего возраста в I класс школы», МП СССР, М., 1985.

У здоровых детей, у детей, характеризующихся достаточной «шкальной зрелостью», начало обучения в школе или в детском саду вызывает интенсивное совершенствование их общего развития. Происходит формирование школьно-значимых функций, улучшение показателей, характеризующих готовность к обучению. Уже в первом полугодии отмечается положительное влияние процесса обучения на умственное развитие детей, происходит расширение объема знаний, умений, навыков. Наряду с нарастанием показателей «школьной зрелости» отмечается столь же значительное совершенствование умственной и физической работоспособности.

Однако школьное обучение может содействовать нормальному развитию детей (речь идет о детях, пришедших в школу с той или иной степенью «зрелости») и не вызывать у них отрицательных сдвигов в состоянии здоровья лишь в условиях гигиенически рациональной организации учебных занятий и продленного дня. В процессе медицинских и педагогических исследований накоплен большой объем данных, служащих основанием для предъявления, определенных физиолого-гигиенических требований к организации режима, без выполнения которых начало обучения может сказаться отрицательно на состоянии здоровья шестилетних детей. При неправильно организованном режиме большая учебная нагрузка в школе и дома (когда дети посещают по две-три секции) непосильна для ребенка, она приводит в нарушению хода его естественного развития и к возникновению различных нарушений как со стороны нервопсихической сферы, так и со стороны других систем организма (снижению гемоглобина крови, развитию близорукости, нарушению осанки) Таким образом, организация учебной и трудовой деятельности, физического воспитания, а также отдыха учащихся шести лет, должна полностью соответствовать их возрастным возможностям Изменение функционального состояния организма детей в процессе обучения и воспитания зависит от величины суммарной учебной нагрузки, режима занятий и всего дня, качества воспитания, микроклиматических условий в учебных, помещениях и помещениях для отдыха, а также других условий внешней среды. Рассмотрим эти условия.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт