Содержание раздела.

  1. Постановка вопроса.
  2. Характерные черты процесса обучения в современной школе.
  3. Обучение и умственное развитие.
  4. Движущие силы процесса обучения.
  5. Логика учебного процесса и его структурные элементы.
  6. Побуждение школьников к активному учению.

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА

В предыдущей главе были определены задачи и содержание образования подрастающих поколений в школе. Теперь нам предстоит раскрыть природу процесса обучения, его главнейшие качественные признаки и закономерности движения. Это и составляет задачу настоящей главы.Вопросы эти приобрели острую актуальность. Каким образом должно быть поставлено школьное обучение, чтобы учащиеся получили современное образование и тот уровень развития, ту подготовку к труду, которая требуется жизнью в условиях научно-технической революции и непрерывного расширения и обновления научных знаний? На этот коренной вопрос теории и практики обучения даются различные ответы. Общепризнанно, что мозг человека таит огромнейшие возможности постижения знаний, умений и навыков и способен к неограниченному развитию. Весь вопрос заключается в том, чтобы уже в школьном и даже в дошкольном возрасте создать условия и обеспечить руководство умственной деятельностью растущего человека на возможно более плодотворном уровне. Решающая роль в ряду этих условий принадлежит учению, которое осуществляется в простейшем виде в дошкольных учреждениях и в семье и более полно реализуется в общеобразовательной школе. Наш общий вопрос приобретает более конкретный вид. Каким образом должен быть поставлен процесс обучения в школе, чтобы обеспечить глубокие и прочные знания каждому школьнику, сформировать стремление непрерывно развивать и совершенствовать их и применять в жизни? Перед дидактикой стоит очень важная задача — раскрыть характерные черты и закономерности процесс са обучения, соответствующего новым задачам, выдвигаемым перед школой. Читать далее “ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА”

2. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

При подходе к любому сложному явлению следует прежде всего дать общую его характеристику, хотя бы в самой сжатой и описательной форме. Обучение по первому впечатлению представляет собой картину передачи знаний учителем учащимся. И в этом поверхностном описании есть элементы истины: процесс обучения характеризуется действительно взаимодействием трех компонентов: педагог, учебный материал (знания), учащиеся. Однако приведенное описание не дает полного представления о процессе обучения в его современном виде. Посетите уроки опытных учителей в любом классе и по любому учебному предмету и вы придете к более правильному представлению о процессе обучения и вместе с тем убедитесь в его необычайной сложности, содержательности и динамизме. Читать далее “2. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ”

3. ОБУЧЕНИЕ И УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

То, что в ходе обучения учащиеся так или иначе развиваются в умственном отношении, не вызывает теперь сомнений. Однако вопрос о том, при каком характере Обучения достигается непременный и максимально возможный эффект в умственном развитии растущего человека, долгое время не поддавался научному решению, хотя подступы к этому решению заложены в трудах прогрессивных педагогов прошлого. Установка советской педагогики на всемерное формирование у учащихся в процессе обучения пытливости, активного, самостоятельного творческого мышления, критического отношения к изучаемому материалу и способности к самостоятельному приобретению знаний и практическому применению их в жизненных условиях создала и ценный практический педагогический опыт и стимулировала исследования педагогов, психологов и методистов на исследование этих процессов. В дидактике долгое время не вызывало сомнения положение о том, что развитие идет и должно идти впереди обучения. В этом положении отражены многолетние эмпирические наблюдения, однако оно не вскрывает действительных отношений между обучением и развитием. Исследование этой проблемы привлекло внимание педагогов и психологов в последние десятилетия. Читать далее “3. ОБУЧЕНИЕ И УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ”

4. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Развитие активности и познавательных способностей учащихся происходит в процессе поисков ответов на возникшие у них вопросы, попыток решения тех или иных задач, выдвигаемых ходом учебного процесса. При этом особенно важное значение имеет работа по обобщению познанных фактов, явлений, частных выводов. Умственное напряжение, преодоление затруднений развивает мышление учеников, повышает интерес к учению, создает у учащихся положительный эмоциональный настрой. Читать далее “4. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ”

5. ЛОГИКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ЕГО СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ.

Проблемы, познавательные задачи в учебном процессе выдвигаются не случайными обстоятельствами, а в определенной последовательности, обусловленной логикой учебного процесса. Необходимо раскрыть смысл этого понятия. Дидактика как теория образования и обучения соотносится с науками, основы которых изучаются в общеобразовательной школе. Она учитывает науку в целом, как она сложилась в своем историческом развитии. При этом особенно важную роль для дидактики имеет логическая структура науки, хотя, как было сказано во второй главе, она не переносится механически в логическую структуру учебного предмета. Дидактика и методики подвергают, содержание и структуру науки переработке в целях обучения: определяют содержание и объем знаний, умений и навыков, образующих учебный предмет, и логическую последовательность его изучения. В логике учебного предмета раскрываются ведущие идеи науки и то ее содержание, которое представлено в учебных программах. Логика учебного предмета — исключительно важная категория, определяющая общее направление, т. е. «стратегию» изучения основ науки во всех школах. Однако логика учебного предмета не определяет конкретного пути реального процесса обучения в том или ином классе, так как не учитывает особенностей состава класса, уровня знаний и развития учащихся. Конкретный путь обучения определяется логикой учебного процесса, которая выражает последовательность шагов обучения, обеспечивающую оптимально эффективные результаты как в отношении усвоения знаний, так и в отношении развития познавательных способностей учащихся. Читать далее “5. ЛОГИКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ЕГО СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ.”

6. ПОБУЖДЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К АКТИВНОМУ УЧЕНИЮ

Успех учения школьников в огромной степени зависит от их отношения к своим учебным обязанностям. И педагоги всех эпох стремились изыскать способы, обеспечивающие старательное отношение детей к этим обязанностям. В старой школе на первый план выдвигались меры принуждения, угрозы и даже наказания за нерадивое учение. В борьбе с этой тенденцией была выдвинута концепция интереса учащихся к учению. К. Д. Ушинский удивительно точно определил действительное значение этих концепций: «…Ученье, лишенное всякого интереса, и взятое только силою принуждения, хотя бы она почерпалась из лучшего источника — из любви к воспитателю,— убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет; а ученье, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силою воли». Советские дидакты и психологи исследовали мотивы учения школьников, вскрыли источники возникновения этих мотивов и разработали систему средств и способов побуждения школьников к активному и старательному учению. Читать далее “6. ПОБУЖДЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К АКТИВНОМУ УЧЕНИЮ”

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Мы уже говорили, что учение может протекать как в форме единичных актов, случайных или целенаправленных, так и в их определенной последовательности, т. е. в виде сознательно осуществляемого процесса. То же относится и к преподаванию, которое, как мы помним, состоит в руководстве единичными актами учения или процессом учения в целом. Аналогичным образом обстоит дело, когда в игру вступают тесно связанные между собой процессы преподавания — учения. Они могут выступать в виде отдельных двучленных актов, не связанных с другими, но могут и образовывать цепь взаимообусловленных действий, принимая форму единого процесса преподавания и учения. Отсюда следует, что процесс обучения охватывает множество подчиненных общей цели пар актов преподавания и учения (действие учителя — действие ученика) и даже их совокупностей (действия учителя — действия, учащихся). Среди таких действий со стороны учеников — прослушивание рассказа или объяснения учителя, работа с учебником, составление конспектов, ответы на вопросы, решение задач, выполнение упражнений, наблюдение за ходом явлений и процессов в природе, экспериментирование, постановка и разрешение проблем и т. п., а со стороны учителя — чтение лекции, рассказ, опрос, демонстрация и иллюстрация материала, контроль, оценка, формулировка и постановка проблем, объяснение и т. д. Читать далее “ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ”

ГЕНЕЗИС И РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Закрепляющий блок

В традиционной модели процесса обучения, разработанной в гербартовской дидактике, основное значение придавалось действиям, выполняемым учителем. Как мы помним, это, в частности, нашло отражение в том, что гербартисты занимались прежде всего так называемыми формальными ступенями преподавания, а не учением. В соответствующей модели прогрессивистской школы главный акцент делался на учении, т. е. на деятельности учеников, была создана теория формальных ступеней учения, опирающаяся — у Дьюи — на анализ «полного акта мышления». Читать далее “ГЕНЕЗИС И РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ”

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Успешная работа по достижению целей образования, стоящих перед современной общеобразовательной и профессиональной школой, требует соответствующей им модели обучения, а также ее последовательной реализации на практике. Такая модель должна в первую очередь обеспечивать учащихся систематизированными, прочными и одновременно оперативными знаниями, а также, что не менее важно, предоставить условия, содействующие реализации уже известного нам требования: научить учащихся учиться самостоятельно. Первой особенностью определяемой модели является диалектическое единство учения и преподавания, связывающее и взаимообусловливающее протекание обоих этих процессов. Читать далее “ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ”