ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА


В предыдущей главе были определены задачи и содержание образования подрастающих поколений в школе. Теперь нам предстоит раскрыть природу процесса обучения, его главнейшие качественные признаки и закономерности движения. Это и составляет задачу настоящей главы.Вопросы эти приобрели острую актуальность. Каким образом должно быть поставлено школьное обучение, чтобы учащиеся получили современное образование и тот уровень развития, ту подготовку к труду, которая требуется жизнью в условиях научно-технической революции и непрерывного расширения и обновления научных знаний? На этот коренной вопрос теории и практики обучения даются различные ответы. Общепризнанно, что мозг человека таит огромнейшие возможности постижения знаний, умений и навыков и способен к неограниченному развитию. Весь вопрос заключается в том, чтобы уже в школьном и даже в дошкольном возрасте создать условия и обеспечить руководство умственной деятельностью растущего человека на возможно более плодотворном уровне. Решающая роль в ряду этих условий принадлежит учению, которое осуществляется в простейшем виде в дошкольных учреждениях и в семье и более полно реализуется в общеобразовательной школе. Наш общий вопрос приобретает более конкретный вид. Каким образом должен быть поставлен процесс обучения в школе, чтобы обеспечить глубокие и прочные знания каждому школьнику, сформировать стремление непрерывно развивать и совершенствовать их и применять в жизни? Перед дидактикой стоит очень важная задача — раскрыть характерные черты и закономерности процесс са обучения, соответствующего новым задачам, выдвигаемым перед школой.

Процесс обучения представляет очень сложную и динамичную совокупность действий педагога и учащихся. Чтобы иметь возможность правильно поставить его и руководить им, необходимо ясно представлять его структуру, составные части и закономерные связи между ними. При этом особенно важно вскрыть внутренние закономерности процесса обучения, имеющие объективный характер, с тем чтобы, используя их, успешно вести учащихся к вершинам современного образования. Особенно важно вскрыть взаимосвязь усвоения знаний, в которых сконцентрирован опыт человечества, с процессом развития познавательных сил учащихся и подготовкой их к творческому труду.

Но для этого необходимо выявить внутренние движущие силы учебного процесса и логику его развития.

Вместе с тем представляется исключительно важным вскрыть наиболее существенные стимулы учащихся к активному учению и непрерывному стремлению расширять и обогащать свои знания.

Конечно, в дидактической науке многие из названных вопросов в определенной мере решены. Однако проблемы развития внутренних сил учащихся, формирования их идейной убежденности, самостоятельности мышления, стойкости духа и способности противостоять влияниям вредного характера еще недостаточно решены. Причиной этого является неполное использование в школах имеющихся возможностей воспитания школьников в духе коммунистической нравственности, высокой культуры поведения, сознательного отношения к своему учению и труду. К этому нужно добавить, что в педагогике не преодолена еще концепция, сводящая воспитание и обучение всецело к систематическим воздействиям воспитателей на воспитанников, и проистекающий из нее односторонний подход к роли учащихся в учебно-воспитательном процессе. Школьники рассматриваются преимущественно в качестве объектов воспитания. Основным механизмом воздействия часто признается непререкаемая требовательность в выполнении учащимися установленных правил и указаний педагога.

Подобная концепция порождает недоверие к внутренним потенциальным возможностям самостоятельного развития учащихся. Именно эти педагогические воззрения являются во многих случаях причиной малой эффективности педагогического процесса и, как следствие этого, слабой закалки выпускников школы, неподготовленности некоторых из них к самостоятельному творческому труду, к дальнейшему всестороннему развитию и самовоспитанию. Необходимо раскрыть те стороны учебно-воспитательного процесса, которые содержат возможности преодоления этих тенденций.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт