2. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ


При подходе к любому сложному явлению следует прежде всего дать общую его характеристику, хотя бы в самой сжатой и описательной форме. Обучение по первому впечатлению представляет собой картину передачи знаний учителем учащимся. И в этом поверхностном описании есть элементы истины: процесс обучения характеризуется действительно взаимодействием трех компонентов: педагог, учебный материал (знания), учащиеся. Однако приведенное описание не дает полного представления о процессе обучения в его современном виде. Посетите уроки опытных учителей в любом классе и по любому учебному предмету и вы придете к более правильному представлению о процессе обучения и вместе с тем убедитесь в его необычайной сложности, содержательности и динамизме.

Чтобы подойти к пониманию этого процесса, нужно представить в обобщенной форме весь тот десятилетний образовательный путь, в ходе которого поступивший в школу семилетний ребенок становится молодым строителем нашей жизни, владеющим в идеале основами современного знания, высоким уровнем общего развития, коммунистическими убеждениями, стремлением включиться в творческий труд на благо общества в той сфере общественной деятельности, в которой со всей силой проявятся его способности и задатки. На этом пути в самых разнообразных формах и в различных условиях происходило усвоение знаний, привитие умений и навыков, формирование взглядов и убеждений. Центральную же функцию в умственном развитии и подготовке к труду выполняло обучение в школе.

Обучение в советской школе не однородный процесс. Различают обучение основам наук, обучение основам техники и труду, обучение основам искусств и физической культуры. Каждый вид обучения характеризуется особым содержанием, методами и специфическим характером деятельности школьников. Естественно, что и учебный процесс в каждом из названных каналов обучения приобретает некоторые особенности. Но дидактику интересует прежде всего то общее, что проявляется во всех разновидностях процесса обучения. Так, во всех видах обучения успех достигается всесторонней активной деятельностью учащихся. Важно, чтобы все духовные силы ученика — интеллект, воля и чувства — проявились в любом виде деятельности. Всестороннее развитие наших учащихся, подготовка их к сознательному выбору профессии, к творческому труду зависят й огромнейшей степени от того, как поставлен учебный процесс в целом, каков характер познавательной и практической деятельности на всем протяжении их школьного учения.

Для теории обучения одним из коренных является вопрос об основной линии движения обучения. Из чего исходить в обучении: из задачи вооружения учащихся накопленными человечеством и систематизированными знаниями или задачами развития способностей детей? В предыдущей главе было показано, как этот вопрос решали сторонники теорий формального и материального образования.

Советская дидактика решает этот вопрос исходя из научных основ обучения, из марксистско-ленинской теории познания. Обучение молодых поколений, которым предстоит решать новые задачи в обществе, может быть успешным и перспективным при том условии, если оно имеет своей основой прочные, подлинно научные знания. Молодое поколение в процессе обучения не только овладевает научными знаниями, но и готовится к добыванию новых истин, к развитию и обогащению науки, а вместе с тем и к применению научных данных в жизни. Поэтому овладение знанием объективных фактов, научных обобщений, понятий и законов, их системой является главной линией процесса обучения.

Дидактика должна решить сложнейший вопрос обусловиях и закономерностях перехода учащихся от привычного для их житейского опыта и здравого смысла к тому уровню опыта и мышления, который соответствует изучаемым ими научным знаниям, т. е. к теоретическому мышлению. Обучение не может не опираться на здравый смысл учащихся. Больше того, оно должно культивировать его, освобождать от предрассудков и заблуждений. Но главная задача обучения заключается в том, чтобы обеспечить надежный, плавный переход учащихся к научному мышлению, при котором школьник только и может постигнуть научные истины в свете идей современной науки.

Изучение творческой деятельности людей различных профессий неизменно приводит к выводу о том, что она представляет собой сочетание, можно сказать, сплав действий, приобретенных путем выучки, усвоенных по образцу привычных действий, с одной стороны, и самостоятельно найденных, новых, в той или иной мере оригинальных действий — с другой. При этом творчество в труде взрослого человека проявляется во второй группе действий. В учебной деятельности школьников естественно применять как действия, усваиваемые по образцу и даже доведенные в тренировке до большой степени совершенства, так и действия самостоятельно найденные, т. е. новые и в том или ином отношении творческие.

Воспроизведение и творчество взаимопроникают друг в друга и выступают в постоянном диалектическом единстве и взаимосвязи.

Сказанное приводит к выводу о том, что сознательное усвоение знаний и овладение способами их добывания и применения, так же как и процесс развития познавательных сил учащихся, важнейшую роль в ряду которых имеет творческое мышление, представляют собой различные стороны одного и того ; процесса. Рассмотрим этот вопрос детальнее.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт