ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. Содержание

§ 1. Виды планирования учебной деятельности

§ 2. Методы планирования учебной работы

§ 3. Контроль и оценка степени реализации учебных планов

Одним из главных условий эффективности всякой сознательной и целенаправленной деятельности, если эта деятельность сложна и особенно продолжительна, является планирование. Оно состоит в тщательно продуманном предвидении хода и результатов определенных процессов в соответствии с разработанным планом действий (проектом), охватывающим, с одной стороны, перечень заданий, которые должны быть выполнены в установленные сроки, а с другой — определяющим исполнителей, методы и средства для реализации этих заданий, а также способы контроля и оценки полученных результатов. Понимаемое таким образом планирование выполняет важную роль не только в производстве, в территориальном развитии страны и т. п., но и в развитии просвещения и образования, а также в широко понимаемой учебно-воспитательной работе.

Рассмотрению важнейших проблем, связанных с планированием дидактической деятельности, и будут посвящены последующие страницы настоящего раздела. Планирование такого типа является необходимым условием эффективности процесса обучения, так как оно охраняет учителя от случайности и хаотичности в его действиях и не дает ему возможности упустить из виду цели обучения и воспитания.

ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Готовясь к выполнению ожидающих его в новом учебном году дидактических заданий, учитель составляет годовой учебный план по своему предмету для каждого класса, в котором он преподает. Основу такого плана составляет программа соответствующего учебного предмета. При этом содержащимся в программе положениям придается более конкретная форма, учитывающая условия работы в данном классе, и прежде всего такие факторы, как степень продвинутости учеников в учебе, типы и объем имеющихся дидактических средств, объем и способы развития отдельных положений программы в соответствующих главах и параграфах учебника, количество предполагаемых экскурсий, количество уроков, отведенных на повторение пройденного материала, его контроль и оценку и т. п. Годовой учебный план в начале учебного года вписывается в журнал данного класса.
Если годовые планы включают перечень так называемых тематических групп, составленных из тем, относящихся к отдельным методическим единицам, то в планах на учебную четверть получают отражение эти последние темы. В пользу составления планов на четверть говорит тот факт, что они позволяют конкретно и подробно определить дидактические задачи, учесть изменения, вытекающие, например, из ускоренной или замедленной реализации определенных положений программы в течение предыдущей учебной четверти. Читать далее «ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Методы дидактического планирования соответствуют выделенным в предыдущем параграфе видам дидактического планирования.

Так, наиболее часто используемым методом годового планирования является совокупность действий, охватывающих:

  • фундаментальный анализ учебной программы по отдельному предмету;
  • сравнение содержания отдельных положений программы, включенных в тематические группы, с соответствующими главами и параграфами учебника;
  • проработку баланса времени, необходимого для реализации этих тематических групп;
  • пополнение временного графика работы действиями, связанными с повторением материала, а также с контролем и оценкой результатов учебы;
  • составление перечня основных знаний, умений и навыков, которыми должны в обязательной форме овладеть все ученики для каждой тематической группы. Читать далее «МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ»

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА СТЕПЕНИ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ

Выделенным методам планирования учебно-воспитательной работы и его конечным результатам, представленным в форме планов, соответствуют следующие виды контроля и оценки степени реализации этих планов: за год, за четверть и текущая. На этот раз мы начнем их характеристику с текущего контроля и оценки. Предметом текущего контроля степени реализации дидактических планов является проверка и оценка результатов обучения, достигаемых на отдельных уроках. В результате такой работы предпринимаются шаги, направленные на ликвидацию или по крайней мере сокращение недостатков или пробелов, выявленных в знаниях или умениях учеников. Причиной и проявлением таких недостатков являются расхождения между поставленными дидактическими целями, выраженные в категориях конкретных умений, которыми учащиеся должны овладеть на уроке, и фактическим овладением учениками этими умениями. Читать далее «КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА СТЕПЕНИ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ»