КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА СТЕПЕНИ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ


Выделенным методам планирования учебно-воспитательной работы и его конечным результатам, представленным в форме планов, соответствуют следующие виды контроля и оценки степени реализации этих планов: за год, за четверть и текущая. На этот раз мы начнем их характеристику с текущего контроля и оценки. Предметом текущего контроля степени реализации дидактических планов является проверка и оценка результатов обучения, достигаемых на отдельных уроках. В результате такой работы предпринимаются шаги, направленные на ликвидацию или по крайней мере сокращение недостатков или пробелов, выявленных в знаниях или умениях учеников. Причиной и проявлением таких недостатков являются расхождения между поставленными дидактическими целями, выраженные в категориях конкретных умений, которыми учащиеся должны овладеть на уроке, и фактическим овладением учениками этими умениями.

Способы выявления упомянутых расхождений могут быть различными.

Чаще всего используются:

  • устный выборочный контроль уровня овладения отдельными учениками пройденным во время урока учебным материалом;
  • письменная проверка в конце урока знаний и умений всех учеников класса с помощью обычно одних и тех же вопросов;
  • дидактический тест, который отличается от предыдущей формы тем, что включенные в него вопросы являются вопросами замкнутыми, ограничивающими свободу ответа ученика и состоящими или в заполнении имеющихся в тексте пробелов, или в выборе правильного ответа среди нескольких неполных или даже ошибочных;
  • работа, имеющая целью проверку практических умений учеников, как, например монтаж определенного устройства из готовых элементов по изученной на уроке схеме, проведение химического или физического опыта в соответствии с предварительно разработанной инструкцией, выполнение измерений с помощью соответствующих приборов и т. п.

Устный, выборочный контроль реализации целей, сформулированных в плане урока, по необходимости фрагментарен и не позволяет установить, все ли учащиеся данного класса достигли этих целей и даже достигли ли этих целей опрашиваемые, так как вопросы, на которые они отвечают, относятся лишь к отдельным фрагментам пройденного на уроке материала, а не ко всему материалу в целом. Поэтому, стремясь получить более полную картину степени овладения всеми учащимися данного класса материалом, пройденным на уроке, преподаватели используют краткие письменные проверки и дидактические тесты. Анализ этих работ учителем, особенно проводимый в виде табличного составления допущенных учениками ошибок, с одной стороны, выявляет недостатки в овладении материалом отдельными учениками, а с другой — позволяет определить, какие ошибки типичны для учеников данного класса. Благодаря знанию этих двух категорий ошибок учитель впоследствии может провести корректировочные процедуры, направленные на их ликвидацию или уменьшение.

Расширяющий блок

Анализ в форме табличного сопоставления допущенных учениками ошибок оказывает значительную помощь как одно из важнейших средств текущего контроля результатов обучения.

В чем состоит такой анализ?

Чтобы ответить на этот вопрос, воспользуемся примером.

Если учитель желает проверить степень овладения учениками программным материалом по какому-либо разделу математики, польского языка и т. д., то он использует тест или другие формы проверки результатов обучения. Каждый ученик отвечает на проверочные вопросы и затем передает свой ответ учителю, который внимательно прочитывает все ответы и соответственно оценивает. На отдельном листочке бумаги он отмечает виды ошибок, допущенных учениками.

Так, один учитель, который оценивал ответы учеников V класса на проверочные вопросы по польскому языку, отметил следующие виды ошибок:

  1. незнание частей речи (существительное, прилагательное, глагол);
  2. незнание единственного и множественного числа;
  3. незнание падежей (именительный, родительный, дательный, творительный, предложный);
  4. неумение образовывать производные слова;
  5. незнание частей предложения (группа подлежащего, группа сказуемого);
  6. неумение образно представить содержание произведения Адама Мицкевича «Пани Твордовская».

Применительно к перечисленным типам ошибок была затем составлена таблица, содержащая рубрики, которые в конечном счете приняли следующую конечную форму:

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА СТЕПЕНИ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ

Имея уже готовую таблицу, учитель вписал в ее рубрики соответствующие данные, т. е. число ошибок каждого вида, допущенных каждым учеником, а затем подвел итог по горизонтали и вертикали. Сумма ошибок по горизонтали отражает степень овладения данными правилом, понятием, законом и т. п. целым классом; кроме того, она косвенно отображает качество работы учителя. Сумма ошибок по вертикали отражает недостатки отдельных учеников и является основой для проставления им оценок.

Обработка результатов обучения, выявленных с помощью письменных опросов и дидактических тестов, требует затраты определенного времени, в связи с чем учащиеся узнают оценки результатов собственной работы в лучшем случае на следующем уроке, а иногда и спустя неделю после выполнения работы. Такое положение дел, как мы помним из главы 7, противоречит принципу немедленной оценки ответа ученика, широко используемому в программированном обучении. Чтобы избежать этого противоречия, используют экзаменационные машины, которые делают возможной немедленную оценку результатов обучения как отдельных учеников, так и всего класса. В этом, в частности, состоит большая польза от этих машин для работы учителя.

Что касается контроля и оценки выполнения планов за четверть и за год, то наиболее часто используемыми способами определения результатов их реализации являются проверки или тесты практического и теоретического характера. От проверок и тестов, относящихся к текущему контролю и оценке результатов обучения, они отличаются по материалу, охваченному содержащимися в них вопросами и заданиями. Если предметом текущего контроля и оценки является материал, изученный в ходе единичного урока или небольших методических единиц, то контроль за четверть и год предполагает проверку значительно более обширного материала, прорабатываемого в течение данного периода. При этом особенно важны результаты годового контроля, потому что на их основе принимается решение о переводе учеников в следующий класс. Конечно, это решение не выносится исключительно на основе оценок, полученных данным учеником на последней проверке или при последнем тестировании, как бы замыкающих ежегодный цикл работы. Решение, касающееся перевода, основывается не на единственной, а на всех предыдущих проверках и тестах, а кроме того, на всесторонней, — т. е. осуществляемой не только с помощью учебных проверок и тестов, оценке работы каждого ученика за год, данной учителем.

Следующее различие между проверками и тестами, служащими для текущего контроля, и тестами и проверками, позволяющими дать оценку степени выполнения учебных планов за четверть и год, состоит в том, что в последнем случае предполагается приобретение учащимися значительно большего объема практических умений. Однако это не означает, что эти умения исследуются в отрыве от связанной с ними теории и без учета вида оцениваемого плана учебно-воспитательной работы. Такая позиция противоречила бы основным положениям описываемой в данном учебнике дидактической системы, причем особенно заметно она нарушала бы принцип оперативности знаний, приобретаемых учениками.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт