5. ЛОГИКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ЕГО СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ.


Закрепление и совершенствование знаний и привитие умений и навыков.

Хотя закрепление нового происходит уже в процессе его восприятия и осмысливания, тем не менее знания, являющиеся результатом первого этапа обучения, не являются еще орудием активного, самостоятельного мышления и деятельности учащихся. Даже в тех случаях, когда предпосылкой усвоения нового явились те или иные практические действия или упражнения учащихся, приобретенные знания не обладают еще надежностью и гибкостью.

Методы и приемы совершенствования знаний существенно зависят от содержания учебного материала и характера его первоначального усвоения.

Различные способы совершенствования знаний (закрепление, текущее повторение, обобщающее повторение, упражнения) в реальном учебном процессе выступают в тесном взаимодействии между собой. Особое значение для достижения прочности знаний имеет закрепление и текущее повторение. Опыт показывает, что первичное закрепление, осуществляемое в основном в том же логическом плане, в котором происходило восприятие нового материала, полезно учащимся. Однако нельзя задерживаться на этом; как только основа нового закрепилась, необходимо применять закрепление тех же знаний, включая их в новые связи и с тем, что уже изучено, и с новыми жизненными фактами

Текущее повторение, т. е. тот процесс постоянного обращения к знаниям, изученным ранее, который происходит на каждом уроке и который играет главную роль для прочного усвоения знаний учащимися, осуществляется в различных формах. Главное условие успеха этого вида совершенствования знаний заключается в том, чтобы они то и дело включались в решение задач, в выполнение творческих заданий — словом, в содержательную деятельность учащихся. Прогресс методики закрепления характеризуется тем, что она постепенно утрачивает свое специальное назначение и закрепление происходит в процессе разнообразной, в том числе творческой деятельности учащихся. Выполняя задание на обобщение усвоенного, на постановку дальнейших задач его изучения и применения, на творческую работу (составление задач, упражнений и т. д.), учащиеся закрепляют знания.

Очень важным для достижения прочности знаний и для умственного развития учащихся является обобщающее повторение, которое осуществляется в различных логических планах в соответствии с той центральной идеей, которая наилучшим образом синтезирует этот материал.

Значение повторения не исчерпывается сказанным. Повторение иногда делает более понятным тот материал, который был недостаточно ясно понят вначале. Отсюда следует, что не только первичное восприятие и осознание учащимися нового материала влияет на повторение (основная зависимость), но и повторение преодолевает недостатки начального этапа усвоения.

Значение обобщающего повторения состоит в том, что оно обогащает изучаемое новой идеей, рассматривает изученное ранее под новым углом зрения и приводит не только к упрочению усвоенного, но и к выстраиванию знаний в систему и к осознанию их более глубокого значения. Ведущая идея, широта охвата материала и жизненность — главнейшие признаки успешного обобщающего повторения.

Сознательно и прочно усвоенные знания становятся орудием мышления и деятельности учащихся в очень значительной степени благодаря тому, что обрастают умениями и навыками. Глубоко усвоенное теоретическое содержание всегда ищет путей применения, что возможно только в том случае, если знание порождает умение, перерастает в него. Умение — сложное и необычайно емкое педагогическое понятие: это приобретенная человеком способность целеустремленно и творчески пользоваться своими знаниями и навыками в процессе как теоретической, так и практической деятельности. Психологической основой умений является понимание взаимоотношения между целью деятельности, условиями и способами ее выполнения (К. К. Платонов). Умение всегда исходит из знаний, опирается на них. Умение — знание в действии.

Навык — действие, компоненты которого в результате упражнений стали автоматизированными. Между знаниями, умениями и навыками при правильной постановке обучения возникает подвижное взаимодействие, играющее важную роль в творческой деятельности человека. Оно формируется главным образом в процессе упражнений и самостоятельных работ учащихся.

Упражнения совершенствуют знания и являются основным средством формирования умений и навыков. В советской дидактике упражнения рассматриваются в тесной связи с разнообразной самостоятельной работой учащихся. Эта связь осуществляется двумя путями: а) задание на упражнение формулируется так, что выполнение его непосредственно требует самостоятельной мысли и действия учащихся, т. е. упражнение рассчитывается на творческий поиск учащихся; б) упражнение носит тренировочный характер и сравнительно быстро включается в качестве элемента самостоятельного задания. До недавнего времени в дидактике и методике ведущее значение имел второй путь. Считалось, что чем скорее упражнение тренировочного характера перейдет в самостоятельную работу, связанную с выполнением практического задания, тем оно будет эффективней. Однако новейшие исследования, связанные с попытками использовать в дидактике кибернетические понятия, говорят о неиспользованных возможностях упражнений. В сложившейся практике обучения в подавляющем большинстве случаев применяются упражнения, рассчитанные на непосредственное применение правила. Ученик идет от усвоенного правила к его применению в упражнении. Эти упражнения формируют навыки прямолинейного применения правил. Характерной особенностью этих упражнений является то, что процесс их выполнения не требует контроля действий и даже контроля результата. И лишь в том случае, когда учитель требует проверить действие, ученик так или иначе выполняет это указание.

Иной характер умственной деятельности учащихся вызывается упражнениями противоположной структуры, в которых они продвигаются обратным путем: от данной задачи к поиску ее решения. В самом деле, сравним два упражнения, предложенные в двух вариантах:

  • Дайте определение придаточных предложений, приведите примеры.
  • Докажите, что ниже даны предложения с различными придаточными.
  • Ученики поднимают руку, когда это необходимо.
  • Они знают, когда надо поднимать руку.
  • Хорошие ученики безошибочно угадывают, когда необходимо поднять руку.

Расположенное в левом столбике решается непосредственным применением правил и не требует самостоятельной мысли учащихся. Все, что нужно сделать, предусмотрено правилом. А решение тех, которые даны в правой колонке, требует поиска и обязательного контроля каждого действия. Эти обратные упражнения вызывают, как показала экспериментальная работа и опыт ряда учителей, повышенную интеллектуальную . активность .учащихся и приводят к более глубокому усвоению изучаемого правила. Близкие к этим пробы и опыты провели преподаватели и методисты физики и русского языка.

Отсюда напрашивается вывод о необходимости в системе упражнений перемежать различные в структурном отношении упражнения.

Чтобы подготовить учащихся, необходимо использовать в обучении три типа упражнений, а именно:

  • а) составление задач, т. е. перевод практической потребности в определенную задачу, задание, пример с использованием научных знаний, констант, таблиц и т. п.;
  • б) решение «готовых задач»;
  • в) анализ, проверка, интерпретация ответа.

Нельзя не видеть большого образовательного и практического значения первой группы упражнений. Некоторые авторы, и не без основания, указывают, что если условие задачи дано ученику в готовом виде (из задачника или со слов учителя), то решение такой задачи не является вполне творческим. Существенным признаком творческих упражнений эти авторы считают составление самими учащимися своих оригинальных упражнений. Объясняется это тем, что при составлении задач учащимся приходится прибегать к таким формам синтеза, которые обычно не встречаются при решении готовых задач. При решении готовых задач преобладает анализ, подразделение решаемой задачи на более простые, хотя ему сопутствует и синтез.

Лабораторные работы и практические занятия представляют ценный вид самостоятельной работы учащихся, благодаря некоторым особенностям, присущим им. В процессе лабораторных и практических занятий объединяется работа головы и рук учащихся. При этом происходит тесное взаимодействие между ними: голова указывает путь рукам, а руки в свою очередь учат голову. Вместе с тем теоретические знания соединяются с умениями и навыками. Особенно большое образовательно-воспитательное значение имеют лабораторные работы и практические занятия с элементами исследовательского характера, создающими благоприятные условия для воспитания познавательной и практической активности учащихся. В ходе лабораторных и практических работ развиваются умения и навыки учащихся в обращении с различными приборами, с измерительными инструментами и лабораторным оборудованием, а также графические навыки. Однако когда задача привития умений и навыков в обращении с аппаратурой выдвигается на первый план, организуются учебные занятия особой формы — практикумы.

Применение знаний, умений и навыков. Действительное овладение знаниями происходит тогда, когда учащиеся могут свободно пользоваться ими при выполнении теоретических и практических заданий. Применение знаний в том или ином виде происходит в каждом звене учебного процесса и определяется непосредственно логикой усвоения знаний.

Для того чтобы вплотную приблизить учебный процесс к жизни, необходимо проводить и специальные занятия на применение знаний.

Ученик должен самостоятельно вникнуть в задачу, установить необходимые элементы опытного и расчетного характера, наметить идею и способ решения задачи, осуществить их и про-верить, испытать полученные данные, Ученик не всегда уверен, обладает ли он необходимыми умениями и знаниями для достижения цели. Он должен быть готовым к самостоятельным поискам и действиям.

В упражнениях противоречие между познавательной задачей и наличными познавательными возможностями ученика обычно обужено и при необходимости может быть сделано еще более узким, поскольку учебные упражнения и задачи по своей природе вариантны, здесь всегда одну трудность можно заменить другой, менее сложной. Не так обстоит дело в решении жизненных практических задач. В жизни нужно решать задачу, считаясь с определенными конкретными условиями.

Методы обучения школьников применению знаний привлекли особенное внимание исследователей и нашли широкое освещение в дидактической и методической литературе.

Анализ достижений учащихся, проверка и оценка их знаний и выявление уровня умственного развития. Проверка и оценка знаний является очень сложным и крайне тонким процессом, требующим от учителя не только педагогического мастерства, но и большого педагогического чутья и отзывчивости.

Анализ достижений учащихся, проверка и оценка их знаний и выявление уровня умственного развития — необходимая сторона процесса обучения, составляющая внутреннее содержание каждого его звена. По сути этот процесс — процесс обратной связи, значение которой раскрыто в кибернетике. Чем совершеннее обратная связь, тем успешнее осуществляется управление любым процессом. Это положение полностью относится и к процессу обучения, руководство которым составляет главную задачу учителя.

Нельзя ограничиваться проверкой и оценкой знаний и придавать этому сложному процессу лишь учетно формальный характер. Необходимо анализировать все достижения учащихся, включая, разумеется, и качество, и объем знаний, умений и навыков, и, что особенно важно, выявлять уровень умственного развития. Эта функция непрерывная. Она осуществляется на всех этапах учебного процесса, а в необходимых случаях концентрируется в какое-то время в специальном звене.

Мы рассмотрели логику учебного процесса и его отдельные звенья. Выяснено, что успех каждого из них связан с активной и напряженной работой школьников; возникает необходимость выяснения очень важного вопроса о том, каковы способы и сред-ства вовлечения школьников в активный и творческий учебный труд. Проблема эта в связи с задачей осуществления всеобщего среднего образования в условиях повышения идейно-теоре-тического уровня обучения приобретает особенно важное значение.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт