СОВРЕМЕННАЯ ДИДАКТИКА КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ


Синтезирующий блок

В предыдущих параграфах мы охарактеризовали главные черты гербартовской дидактики, а также дидактики прогрессивистов. Сторонники Гербарта склонны были усматривать основной предмет исследований общей дидактики в деятельности учителя. В связи с этим они уделяли большое внимание поиску эффективных методов и организационных форм передачи учащимся знаний (формальные ступени обучения). В свою очередь, сторонники дидактики прогрессивистов, положения которой определяли направления деятельности так называемой новой школы, сконцентрировали свое внимание прежде всего на деятельности учеников. Анализируя процесс учения, они обращали основное внимание на поиск таких методов и организационных форм учебной работы, которые бы в наибольшей степени содействовали активизации учащихся, приучали их к самостоятельному приобретению знаний в ходе практической и в меньшей степени — теоретической работы. Особое внимание при этом они уделяли разрешению проблем, связанных непосредственно с запросами и интересами учеников.

Современная дидактика, которая образует теоретическую основу социалистической школы, коренным образом отличается от обеих охарактеризованных выше дидактических систем. Это не означает, однако, что она отбрасывает все положения и принципы, выдвинутые гербартистами и прогрессивистами. Принимая с определенными оговорками некоторые из них, например гербартовский принцип изучения учащимися основ систематизированных знаний о природе, обществе, технике, культуре или выдвинутый прогрессивистами принцип активизации учащихся в процессе обучения, эта дидактика исходит из других философских и психологических посылок и обеспечивает реализацию социальных функций. Прежде всего она исходит из учета запросов на образование всего подрастающего поколения, а не только той группы учащихся, которая представляет привилегированные классы и группы, что типично прежде всего для элитарной гербартовской школы, а также некоторых направлений «новой школы».

В частности, современную дидактику, принципы которой лежат в основе деятельности систем образования социалистических стран, отличают от традиционной дидактики, а также дидактики, послужившей основой системы нового воспитания, следующие особенности:

1. Философскую основу этой дидактики составляет диалектический и исторический материализм, благодаря чему она смогла преодолеть односторонний подход к анализу и интерпретации познавательного процесса, а также источников, механизмов и целей познания, характерный для различных философских направлений, особенно для эмпиризма, рационализма и прагматизма, которые, будучи отнесенными к процессу обучения, приводили к переоценке роли «живого созерцания», «абстрактного мышления» или своеобразно понимаемой практики с одновременной недооценкой остальных «этапов познания действительности». В отличие от этих позиций современная дидактика стремится к разработке такой модели процесса обучения, которая позволила бы объединить в единое целое чувственное познание с мышлением, практику — как в качестве источника знания, так и в качестве критерия его истинности — с теорией, индивидуальные цели и запросы на образование с политикой государства в этой области. Таким образом, речь идет о создании универсальной и одновременно очень эластичной модели системы образования.

Именно благодаря этим чертам современная модель процесса обучения не соединяет в жестком и статичном виде отдельные звенья процесса познания с определенными фазами психофизиологического развития учащихся. Считается неверным обучать детей сначала только на уровне конкретного материала и лишь потом, как бы на втором этапе, — на уровне абстрактного, потому что каждому уровню конкретного, наглядно-действенного и образного знания о предмете отвечает определенный уровень абстрактного мышления. Нельзя признать верной и рекомендацию приобщать учеников к практической деятельности, являющейся как бы третьим звеном в познании действительности, только после того, как они пройдут через предваряющие этот этап этапы познания с помощью чувств и мышления. В то же время нужно — и именно это требование относится к основным и самым важным в описываемом подходе — с первых дней пребывания ребенка в школе заботиться о развитии его абстрактного мышления.

Необходимо также, чтобы элементы деятельности ученика были увязаны как с конкретным, так и с абстрактным мышлением. Именно в таком строгом, хотя и дифференцированно применяющемся на отдельных уровнях обучения объединении в единую целостность элементов чувственного и интеллектуального сознания, а также деятельности учащихся и заключаются различия между современной моделью процесса обучения и моделями, типичными для других дидактических систем.

Выдвигая требование параллельного развития и одновременного взаимодействия чувств, мышления и практической деятельности в познании, современная дидактическая система идет к ликвидации типичного для гербартизма и прогрессивизма противоречия между теорией и практикой, между знаниями и умениями, между способностями к описанию и изменению действительности и, наконец, между объемами знаний, получаемых учеником от учителя и приобретаемых им самостоятельно.

Расширяющий блок

В противоположность эмпиризму, который отводит чувствам роль решающего фактора в установлении адекватности и истинности знания, рационализму, который отводит ту же роль мышлению, и прагматизму, приписывающему то же значение субъективистски понятой практике, диалектико-материалистическая теория познания исходит из того, что: предметом познания является мир, действительность, существующая объективно, т. е. независимо от познающего ее субъекта, который сам выступает в качестве ее элемента и одновременно предмета познания;

  • познание основывается на опыте, т. е. на впечатлениях, ощущениях, возникающих у субъекта в ходе его активного взаимодействия с окружающей его действительностью;
  • познание представляет собой объективное и активное отражение действительности в сознании субъекта;
  • познание является истинным, если его результат — суждение или представление согласуется с действительностью и может быть проверено на практике в широком значении этого понятия;
  • познание осуществляется в результате взаимодействия чувств, мышления и практики, причем протекает оно «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике» [Ленин В. И. Полн. собр. соч. — Т. 29. — С. 152].

Таким образом, согласно принципам диалектического материализма, исходным пунктом в процессе познания человеком объективно существующего мира является чувственное познание, «живое созерцание». Внешний мир воздействует на наши чувства в виде предметов (вещей), явлений, событий и процессов. Эти предметы, явления и процессы мы познаем с помощью чувств, накапливая определенные ощущения (в случае отражения отдельных признаков), восприятия (когда отражаем в целостности определенные совокупности признаков, присущих отдельным предметам и т. д.), а также представления (когда воспроизводим образы предметов, явлений или процессов, которые в данную минуту не воздействуют на наши органы чувств, на основе прошлого опыта, данных ощущений и восприятий).

Благодаря ощущениям, восприятиям и представлениям человек получает своеобразный материал, из которого в ходе таких процессов, как анализ, синтез и сопоставление, возникают понятия и суждения. Именно эти процессы образуют центральное звено познания, каковым является «абстрактное мцщление», фиксирующееся в словах, этих «сигналах сигналов», которые позволяют человеку делать разнообразные обобщения, как истинные, так и ложные.

2. Место механической психологии Гербарта и бихевиоризма Дьюи в дидактике заняла психология, понимаемая как наука о сложных видах деятельности живых существ. Основа развития видов деятельности, направленных на получение конкретных результатов, связана с необходимостью регулирования человеком его отношений с внешним миром. Основным видом деятельности является деятельность практическая, и прежде всего производительный труд, в результате которого человек изменяет окружающую его действительность и сам изменяется ею. Первичной формой деятельности, понимаемой таким образом, являются движения (сенсомоторная деятельность), вызванные раздражителями. В ходе биологической эволюции эти движения становятся все более сложными, причем на их характер и протекание все большее влияние оказывают центральные аналитико-синтетические процессы, речь и сознание. Таким образом возникает качественно новая умственная деятельность, характерная для человека, детерминированная трудом как основной формой его практической деятельности. Игра и учение, будучи видами деятельности, производными от труда, играют принципиальную роль в процессе психического развития детей и молодежи. Именно поэтому их правильная организация, отличающаяся как от гетерономии и ригоризма гербартис-тов, так и от излишней автономии и спонтанности «нового воспитания», и составляет главную заботу создателей современной дидактической системы.

3. В современной дидактической системе сущность процесса обучения понимается иначе, чем в концепциях гербартистов и прогрессивистов. В настоящее время мы не принимаем ни сведения этого процесса к передаче учащимся готовых знаний, ни попыток преобразовать его в неуправляемые со стороны учителя, самопроизвольные исследовательские действия учеников. В свою очередь, наша система исходит из принципа, согласно которому учащиеся должны овладеть основами систематизированных знаний, а также определенными умениями и навыками как на пути самостоятельных поисков, которые, однако, организуются учителем и содержательно определяются программой обучения, так и посредством восприятия определенной части информации в готовом виде. Этот последний путь рекомендуется тогда, когда процесс самостоятельного получения знаний требует слишком много времени или не приводит к развитию способностей и пот знавательных интересов учащихся.

Поэтому же современная дидактика отбрасывает как непригодные концепции формальных ступеней обучения гербартистов и Дьюи. Функции этих концепций в настоящее время принимает более гибкая и всесторонняя концепция элементов процесса обучения. Эта концепция учитывает не только разнообразие и множественность задач, решаемых в учебных заведениях различных типов и уровней, но и, в соответствии с широко понимаемым предметом исследований общей дидактики, разнообразие видов деятельности, выполняемых учителем и учениками.

4. По сравнению с гербартовской и прогрессивистской системами современная общая дидактика исходит из других принципов отбора содержания обучения в программах по отдельным предметам.

Гербартисты, разрабатывая учебные программы, вообще не учитывали запросы и интересы учащихся, к тому же они переоценивали значение «книжного знания» для их интеллектуального и нравственного развития. Разработанные ими программы обучения носили односторонний характер, были перегружены учебным материалом и апеллировали главным образом к памяти. Вместе с тем эти программы были логичными, обеспечивали получение систематизированных знаний учениками, прежде всего в области гуманитарных наук, в также введение учащихся в общую культуру.

Основные принципы построения учебных программ прогрессивистов были связаны с требованием обеспечения спонтанной активности учащихся, главным образом в практической деятельности и связанных с ней интеллектуальных операциях. В качестве основного был принят принцип сжатого повторения исторического пути развития человечества. Второй из названных принципов исходит из положения, согласно которому культурный онтогенез ребенка напоминает культурный филогенез всего общества. Именно поэтому создавались программы, которые преследовали цель позволить ученикам понять потребности борьбы человека с силами природы, значение сотрудничества в преодолении разнообразных трудностей, словом, понять исторические механизмы развития цивилизации. В этих целях создавались и соответствующие условия для выполнения учащимися таких работ, как прядение, ткачество, садоводство, приготовление пищи и т. п. В результате такого понимания цели учебной работы отдельные учебные предметы появлялись только в программах старших классов, причем главное внимание уделялось естественно-научным проблемам. Следствием третьего по счету принципа построения прогрессивистских учебных программ, утверждающего необходимость приспособления содержания образования к запросам и интересам учащихся, было то, что эти программы носили только общий, ориентировочный характер. Это позволяло учителям вводить в них проблематику, интересующую учеников данного класса в данный момент, не навязывая им жесткие сроки ее изучения. Безусловно, в таком подходе были свои хорошие и плохие стороны. Хорошим было то, что ученики, работая самостоятельно и без спешки, овладевали фундаментальными знаниями в избранной области, слабой же стороной было то, что их знания, ограниченные избранными проблемами, были неполными и несистематичными.

В противоположность охарактеризованным выше принципам построения программ обучения современная дидактика, в первую очередь дидактическая система, разработанная и реализуемая в социалистических странах (которую мы и будем иметь в виду, говоря о «современной дидактической системе»), подчеркивает необходимость учета при отборе содержания обучения потребностей как общественного, так и индивидуального характера. Представители этой дидактики исходят из того, что учащиеся должны усвоить основы систематизированных знаний о природе, обществе, технике и культуре, которые позволят им понять окружающую их действительность, а также деятельно участвовать — конечно, в доступной для учеников мере — в ее преобразовании. При этом овладению этими знаниями не может помешать отсутствие у учащихся соответствующих интересов, потому что такой интерес с успехом можно сформировать, развить и направлять.

Кроме того, с точки зрения современной дидактической системы программы обучения должны быть построены так, чтобы ученики могли осуществлять разнообразные виды теоретической и практической деятельности, объединять теорию с практикой, что является важным условием их всестороннего развития. Под полным, всесторонним развитием учащихся мы понимаем их интеллектуальное, нравственное, физическое и эстетическое развитие, а также овладение ими определенным запасом технических знаний, необходимых в жизни человека конца XX в.

5. Современная дидактика не разделяет взглядов гербартистов о необходимости строгого деления содержания обучения на отдельные учебные предметы уже в начальных классах средней школы. Однако она не считает правильными требования прогрессивистов, согласно которым обучение без учета такого рода деления должно сохраняться долго. Высказываясь за целостность обучения на пропедевтическом уровне и за предметное — на уровне более высоком, сторонники современной дидактической системы признают необходимость ограничения целостного обучения I и II или I, II и III классами школы, а также согласования содержания отдельных предметов начиная с третьего класса.

6. Гербартовская дидактика недооценивала необходимость организации групповых форм работы учащихся. Не нашла она и приемлемых способов индивидуализации темпа и содержания обучения. Прогрессивисты же переоценивали воспитательные и дидактические достоинства групповых занятий и различных форм индивидуализации работы учеников при одновременной недооценке коллективного обучения, проводимого учителем со всем классом.

Современная дидактика избегает этих крайностей, подчеркивая целесообразность использования различных организационных форм обучения (индивидуальной, групповой и коллективной форм работы) и рекомендуя при выборе одной из них руководствоваться поставленными целями и задачами обучения и воспитания. В отличие как от прогрессивистов, так и от других направлений «нового воспитания» современная дидактика исходит из того, что конечные результаты обучения не предопределены исключительно ни факторами наследственными (как это утверждали сторонники нативизма), ни характеристиками среды (социологизм). Нельзя отрицать того, что эти факторы оказывают влияние на ход и результаты процесса обучения, однако его конечные результаты определяются сознательной и целенаправленной деятельностью учителя. Именно поэтому представители современной дидактики отвергают и представление прогрессивистов об учителе как о «наблюдателе и советчике» учеников, и концепцию гербартистов, наделяющую учителя гетерономной функцией в процессе передачи знаний. Чтобы избежать названных крайностей, современная дидактика утверждает руководящую роль учителя в процессе обучения, одновременно признавая важное значение самостоятельной работы учащихся, инициативы ученика над инициативой учителя» полагается:

  • а) современной дидактикой;
  • б) дидактикой Дьюи;
  • в) гербартовской дидактикой.

7. При разработке программ обучения современная дидактика руководствуется:

  • а) общественными и индивидуальными запросами, подчеркивая необходимость создания учащимся условий, способствующих реализации богатого арсенала видов теоретической и практической деятельности;
  • б) принципом спонтанной активности учащихся;
  • в) стремлением обеспечить учеников возможно более широким запасом знаний.

8. На необходимости сознательного формирования запросов и интересов учащихся концентрируют внимание сторонники:

  • а) дидактики прогрессивистов;
  • б) современной дидактики;
  • в) гербартовской дидактики.

(Правильные ответы: 1б, 2в, За, 4б, 5в, 6б, 7а, 8б.)

Если все ответы оказались правильными, переходите к 9-му вопросу. В случае выбора других вариантов ответа прочитайте еще раз\’ приведенные ниже фрагменты текста, после чего ответьте на вопрос 9.

  • 1-й вопрос — § 3, пункт 1.
  • 2-й вопрос — § 3, пункт 2.
  • 3-й вопрос — § 3, пункт 3.
  • 4-й вопрос — § 3, пункт 3.
  • 5-й вопрос — § 3, пункт 3.
  • 6-й вопрос: а — весь § 3.
  • в — всю главу 2.
  • 7-й вопрос — § 3, пункт 4.
  • 8-й вопрос: а — § 3, пункт 4.
  • в — всю главу 2.

9. В… дидактике недооценивалась необходимость организации групповых форм работы учащихся, а дидактика … явно ее переоценивала. В отличие от них современная дидактика подчеркивает целесообразность использования при обучении разных организационных форм, в том числе …, … и … . (Ответы: гербартовской; прогрессивистской; индивидуальной, групповой, коллективной.)

10. Наследственность и социальная среда безусловно оказывают влияние на ход и результаты процесса обучения, однако его конечные итоги зависят … (закончите это предложение и обсудите ответ с товарищами или преподавателем, который ведет занятия).

Приведенные выше положения современной дидактической системы безусловно не исчерпывают их перечня. Другие ее положения, представляющие интерес для нас, мы рассмотрим в последующих главах учебника, в которых соответственно будут раскрыты цели, содержание, процесс, принципы, методы, организационные формы, а также средства обучения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт