УРОК, ЕГО СТРУКТУРА И ТИПЫ


Основной элемент классно-урочной системы — урок. Как основная единица принятой формы организации процесса обучения он определяет не только время работы над темами, на которые делится программный материал, но оказывает влияние на ход обучения, т. е. на распределение во времени отдельных разделов программы и связанных с ними учебных заданий.

Относительно факторов, определяющих структуру урока, до сих пор не существует единого мнения. По правде говоря, гербартисты и прогрессивисты соглашались в том, Что все уроки должны иметь одинаковую структуру, но при этом в отношении характера факторов, определяющих последнюю, их взгляды расходились. Как мы помним, в качестве таких факторов гербартисты полагали формальные уровни преподавания, а прогрессивисты — формальные уровни учения. Мы считаем, что структуру урока должны определять не факторы формального характера, а цели, содержание, дидактические задачи, возраст учащихся, а также используемые методы и средства обучения. Урок сегодня рассматривается не в виде замкнутой, изолированной целостности, что было характерно для сторонников концепций формальных уровней, а как элемент достаточно богатой системы, тесно связанный и соприкасающийся как с предыдущими, так и с последующими занятиями. Кроме того, процесс обучения слишком сложен, чтобы можно было связывать его лишь со структурой отдельных уроков, рассчитывая в ходе данного урока реализовать все его звенья.

Структура урока, зависящая от поставленных целей, изучаемого материала, от методов обучения и т. д., является также производной от различных типов урока, определяемых в свою очередь применительно к их основным дидактическим функциям, среди которых:

  1. проверка знаний, умений и навыков, объединенная главным образом с оценкой работы учащихся;
  2. знакомство учащихся с новым материалом;
  3. закрепление приобретенных учащимися знаний, чему способствует установление связи теории с практикой.

Применительно к этим функциям можно выделить следующие типы уроков: уроки, посвященные контролю и оценке результатов обучения, уроки, служащие ознакомлению учащихся с новым материалом, а также уроки, связанные с повторением пройденного материала, систематизацией приобретенных знаний.

Перечисленные типы урока в «чистом» виде в школьной практике встречаются редко. Как правило, в ходе отдельных уроков осуществляются сразу все функции, причем доминирует только одна, например ознакомление учащихся с новым материалом или контроль и оценка результатов обучения. Остальные функции носят вспомогательный характер, например проверка знаний выступает в качестве условия подготовки к проработке с учащимися новой темы урока. Только в младших классах неполной средней школы наблюдаются уроки, которые можно было бы отнести к разряду уроков смешанного типа, потому что на них одновременно реализуется несколько дидактических функций.

Расширяющий блок

Советский педагог И. Н. Казанцев проводит классификацию видов урока по отношению к содержанию, дидактическим целям и способам его проведения. В соответствии с первым из этих критериев, например, уроки по математике он делит на уроки (или фрагменты урока) арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии. По его мнению, структура этих уроков зависит от характерных особенностей каждого из перечисленных разделов математики, а внутри них — от содержания отдельных тем. Когда речь идет о втором критерии деления (дидактические цели), автор имеет в виду задачи, решаемые с помощью каждого отдельного урока: ознакомление учащихся с новым материалом, закрепление приобретенных знаний, использование их на практике, выработка у учащихся умений и навыков, контроль над знаниями и умениями, а также ознакомление учащихся в начале учебного года с планом учебно-воспитательной работы в области данного предмета и подведение итогов работы за год. Наконец, в качестве третьего основания деления, т. е. способа проведения урока, Казанцев берет методические приемы учителя, используемые им во время урока, среди которых лекция, беседа, экскурсия, лабораторные занятия и т. п.

Другие советские педагоги, в частности М. Данилов и Б. Есипов, в зависимости от цели и места в дидактической системе выделяют уроки комбинированные, посвященные ознакомлению учащихся с новым материалом, служащие закреплению знаний, предназначенные для обобщения и систематизации изученного материала, посвященные закреплению знаний и умений и, наконец, проверке степени овладения учащимися знаниями и умениями путем выполнения учащимися устных, письменных или практических заданий [см: Основы дидактики /Под ред. Б. П. Есипова].

Каждый урок независимо от его типа проводится по определенному плану, заранее подготовленному учителем.

Основными элементами этого плана являются:

  • подготовительная часть, например проверка домашнего задания или контроль и оценка результатов работы некоторых учеников;
  • основная часть, вид которой определяется доминирующей дидактической функцией урока;
  • заключительная часть: закрепление нового материала, домашнее задание и т. п.

Расширяющий блок

Описывая «типичный» урок, К. Сосницкий выделяет в нем части, связанные с повторением, продвижением в знаниях и с обобщением.

Повторительная часть предназначена для достижения следующих целей: закрепление ранее пройденного материала, контроль за результатами учебы, углубление уже приобретенных знаний и подготовка учеников к новому уроку. Продвигающая часть служит обеспечению учащихся новыми знаниями. А задачей обобщающей части является упорядочение знаний, полученных учащимися во второй части урока, а также предложение им домашнего задания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт