НЕКОТОРЫЕ ПОПЫТКИ МОДЕРНИЗАЦИИ КЛАССНО-УРОЧНОЙ СИСТЕМЫ


Групповое обучение

Важную роль в преодолении слабых сторон коллективного обучения сыграло так называемое групповое обучение. Его благоприятное влияние на результаты работы учащихся было осознано уже в конце прошлого столетия, когда его признали третьей — наряду с индивидуальным и коллективным обучением — организационной формой учебного процесса. Однако только в 20-е и 30-е годы нашего века эта форма стала предметом широкого интереса и получила значительную известность. Этому содействовало распространение педагогических концепций Роже Кузине, Се-лестана Френе, Пауля Эстрейха и других сторонников «обобщения учебно-воспитательной деятельности».

Проблемный блок

Используя доступные источники, дайте краткие характеристики педагогических концепций Р. Кузине, С. Френе и П. Эстрейха.

С момента появления этих концепций проблемой заинтересовались многие педагоги и социологи, свидетельством чего являются многочисленные публикации на тему «групповой работы», «группового обучения», «коллективного воспитания» или, наконец, «активизации учебного процесса с помощью коллективов учащихся». Большинство из этих публикаций представляют собой работы общего характера, рассматривающие различные стороны проблемы группового («бригадного», «группового» или «коллективного») обучения и воспитания. Их авторы подчеркивают следующие признаки группового обучения.

  • Учащиеся класса делятся на небольшие группы, насчитывающие, как правило, от 3 до 6 человек. Эти группы совместно работают над решением определенных теоретических или практических задач на уроке, а в некоторых случаях — и во время внеурочных и внешкольных занятий.
  • Состав групп постоянен. Учащиеся создают их сами, руководствуясь личными взглядами, например дружескими отношениями, общими интересами и т. п. Учитель, однако, следит за тем, чтобы каждая группа представляла своего рода «миниатюру класса», т. е. чтобы в ее состав входили как сильные, так и слабые учащиеся.
  • Работой группы руководит старший, функции которого учащиеся выполняют поочередно с целью научиться и руководить, и подчиняться.
  • Все группы работают на уроке под руководством учителя, решая одни и те же задачи; возможно также решение каждой группой отдельной задачи. Выбор той или другой возможности, как и объединение различных возможностей в определенном соотношении, осуществляет учитель в зависимости от цели и темы урока, от числа имеющихся учебных пособий и т. п.
  • Форма групповой работы используется наряду с коллективным обучением как в течение всего школьного года, так и на отдельных уроках. Решаясь на проведение групповых занятий, учитель имеет в виду возможность проработки с учащимися определенной темы с помощью именно этой организационной формы. Однако некоторые вопросы лучше прорабатывать с классом в форме не группового, а коллективного обучения. В других же случаях лучший результат достигается именно в ходе группового обучения.
  • Оценка достигаемых отдельными учащимися результатов в учебе выносится исключительно в индивидуальной форме, в то же время всех членов данной группы воспитывают в духе взаимной помощи, прививают им чувство ответственности за успехи отдельных учащихся.
  • Результаты, полученные группой, комментируют по указанию учителя один из учеников, как правило, самый слабый, хотя это и не обязательно. В случае необходимости ответ ученика дополняют остальные члены группы.
  • Основным методом групповой работы является дискуссия по совместно разрешаемой проблеме. В ходе дискуссии более способные или более продвинутые в учебе учащиеся помогают в работе своим более слабым товарищам. Всей работой учащихся руководит учитель. В случае необходимости он же оказывает помощь отдельным группам.
  • Групповая работа, связанная с разрешением поставленных проблем на уроке, как правило, предваряется обсуждением или беседой со всем классом. В рамках этой части урока обычно уточняется тема работы, проводится ее деление на подтемы, над которыми учащиеся позднее работают в группах, устанавливаются связи между отдельными подтемами с общей темой урока и т. п. После окончания групповой работы наступает возвращение к коллективному обучению. На этот раз задача, реализуемая главным образом в ходе беседы, сводится к упорядочиванию содержания изученной темы и подведению итогов работы всех групп, а также к закреплению проработанного материала.

Проблемный блок

Перечислите основные особенности групповой формы обучения. Охарактеризуйте обязанности старшего в группе. Подготовьте конспект урока по своей специальности с учетом специфики групповой формы работы и рассмотрите его вместе с преподавателем, ведущим занятия.

Групповое обучение, особенно проблемное, может содействовать преодолению некоторых недостатков классно-урочной системы. Необходимое условие достижения этой цели связано с разрешением учащимися в ходе группового обучения конкретных задач и проблем, имеющих, кроме того, высокую учебную и воспитательную значимость. Содержание и структуру этих заданий следует разрабатывать таким образом, чтобы их выполнение потребовало именно группового, а не индивидуальных усилий учащихся.

Другим условием успешного преодоления недостатков классно-урочной системы с помощью групповой формы обучения является ее постепенное введение в младших классах неполной средней школы, потому что учащиеся этих классов не всегда умеют организованно работать вместе в течение продолжительного времени и часто ставят собственные интересы и потребности выше потребностей группы.

Расширяющий блок

В практике группового обучения полезными могут оказаться следующие рекомендации, предлагаемые американской педагогической энциклопедией:

  1. Прежде чем приступить к распределению учащихся по группам, постарайтесь как можно лучше узнать каждого из них. Сравните свое мнение об учениках с мнением остальных учителей и родителей.
  2. Прежде чем приучать учеников к групповой работе, их нужно научить работать самостоятельно.
  3. Работу в группах следует вводить постепенно, чтобы дать ученикам время, необходимое для приспособления к новым условиям.
  4. Группируйте учеников в соответствии с их индивидуальными склонностями.
  5. Проверьте, все ли ученики хорошо знают принципы групповой работы, знают ли они, в чем состоят права и обязанности членов группы.
  6. Позаботьтесь о том, чтобы каждая группа работала в меру возможностей над отдельным заданием» [The Educators Encyclopedia. Englewood Cleefs. 1961. Prentice — Hall. Inc. S. 576].

Сравните эти рекомендации с соответствующими фрагментами данного подпараграфа.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт