УСЛОВИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ


Их перечень открывает требование широкого фронта обучения и воспитания. Как учащиеся, так и студенты, начинающие учебу в средней школе или в высшем учебном заведении, уже имеют определенный уровень интеллектуального развития, располагают определенным запасом знаний и умений, приобретенных из внешкольных источников, имеют определенные интеллектуальные потребности и интересы, свойства формирующегося или уже сформированного характера, словом, они не начинают своего школьного образования с нуля. Во время обучения в средней школе или в вузе они подвергаются различным внешним воздействиям: семейная обстановка, ровесники, дополнительные занятия, средства массовой информации и т. д. по-прежнему формируют взгляды и интересы молодежи, поскольку являются для них источником многочисленных знаний о природе, технике, обществе и культуре, поставляют им материал для размышлений, а нередко и готовые образцы для подражания. В этих условиях школа и вуз действительно остаются для учащихся и студентов важными, но не единственными источниками знаний о мире и факторами, формирующими личность.

Было бы ошибкой, если бы современная система образования не учитывала этих очевидных фактов. Поэтому ее создатели стремятся к гармоничному объединению различных внешкольных учебно-воспитательных воздействий на учащихся и студентов с программной работой, считая последнюю главным направлением обучения, а внешкольные воздействия — подчиненными его целям.

Осуществление понимаемого таким образом широкого фронта обучения не является, конечно, простым делом. Не всегда школа добивается желаемых результатов. Например, в семье или в группе учащихся-ровесников, особенно студентов, не всегда можно рассчитывать и на то, что ее дидактические намерения будут учтены или верно отражены прессой, радио и телевидением. Однако опыт последних лет показывает, что такие средства массовой информации, как радио и телевидение, с успехом могут быть вовлечены в сотрудничество в области реализации требования широкого фронта обучения. Доказательством тому служат телевизионные учебные программы, радиопередачи, и прежде всего существование в ПНР Телевизионного политехнического института, деятельность которого, как об этом мы уже писали, получила в свое время заслуженное признание в стране и за границей.

Включение этих и им подобных форм внешкольного обучения, а также профессиональной переподготовки различных категорий трудящихся в программу учебно-воспитательной работы средних школ и высших учебных заведений не только содействовало бы росту привлекательности некоторых видов занятий, но и позволило бы поднять их уровень. Ясно, что для реализации таких стремлений потребуется постоянное и тесное сотрудничество между представителями системы образования и работниками радио и телевидения, ведущими тематику просвещения; потребуется также оснащение школ необходимыми устройствами и аппаратурой, а также методическая подготовка учителей и научно-дидактических сотрудников к рациональному использованию такой формы дидактической работы. Этот труд, а также необходимые финансовые затраты, связанные с воплощением упомянутых стремлений, несомненно окупился бы в сравнительно короткий срок. Об обоснованности этих предложений свидетельствует уже проверенная жизнью практика многих польских учебных заведений и учебных заведений других стран.

Требование широкого профиля подготовки.

В соответствии с этим требованием профессиональное образование на уровне средней школы и специальное образование в высших учебных заведениях должно опираться на широкую основу общего образования. Общее образование позволяет человеку (что просто необходимо в эпоху механизации, автоматизации и компьютеризации производственных процессов) понять теоретические основы своей профессии, предоставляя ему возможность быстрой переквалификации, когда в этом возникает потребность в связи с преобразованиями, происходящими в производственной сфере под влиянием научно-технического прогресса и порождающими необходимость его дальнейшей модернизации. О том, что в результате научно-технической революции происходят стремительные перемены в производстве, что некогда традиционные профессии полностью исчезают или (как, например, в строительстве, где традиционного каменщика сегодня заменяет монтажник строительных узлов, панелей, блоков и т. п.) принимают совершенно другую форму, что, наконец, возникают абсолютно новые профессии, убедительно свидетельствует практика последних лет.

Современная система образования не может оставаться безучастной к этим переменам. Чтобы удовлетворить требованиям современной эпохи и будущего, она должна обеспечить выпускников профессиональных школ и высших учебных заведений широким профилем образования. Содержание такого образования должно складываться из так называемых инструментальных дисциплин, т. е. родного языка, по крайней мере двух иностранных языков и математики, а также направляющих дисциплин. Первые должны стать общими для всех направлений профессионального образования и некоторых специализаций в высших учебных заведениях. Вторые, соответствующие основным видам человеческой деятельности и образующие обширную теоретическую основу для широкого круга родственных профессий, например биология и химия для сельского хозяйства и животноводства, физика — для технических профессий, экономика и право — для административных и т.п., должны утратить свой зачастую очень узкий и практический профиль и приобрести более общий характер, соответствующий как теоретическому, так и практическому аспектам деятельности человека в определенных условиях.

Разумеется, обеспечение учеников основами систематизированных и оперативных теоретических знаний, а также практическими умениями и в области инструментальных, и в области направляющих дисциплин требует увеличения цикла направленного общего образования на период, выходящий за рамки 15-го года жизни, когда большинство молодых людей начинает учебу в разного типа профессиональных школах. Распространение общеобразовательной средней школы, постепенно осуществляемое в соответствии с решением Сейма ПНР от 13 октября 1973 г., несомненно будет содействовать решению этой проблемы в духе требования широкого профиля обучения. Кроме того, в соответствии с этим требованием в некоторых высших учебных заведениях должно произойти перемещение специального обучения на старшие курсы.

Учет требования широкого профиля обучения при осуществлении модернизации школьной системы должен также облегчить реализацию рассмотренного ранее требования горизонтальной проходимости в системе среднего и высшего образования. Увеличивая цикл направленного общего образования, мы тем самым отодвигаем на более поздний период момент выбора профессии, что позволяет снизить число допускающихся в этом вопросе ошибок. Кроме того, обеспечение ученикам и студентам широких, оперативных общих знаний облегчает правильный выбор определенной профессии в рамках данного направления обучения в профессиональной школе или специализации в высшем учебном заведении.

Требование гибкости.

Быстрые темпы прироста научных знаний, происходящие в связи с этим перемены в хозяйственной, общественной и культурной жизни, а также не встречавшаяся ранее акселерация интеллектуального развития детей и молодежи порождают необходимость превращения образования в систему гибкую, легко приспосабливающуюся к новым, постоянно меняющимся условиям жизни.

Такие изменения особенно необходимы в области программ. Современная система школьного образования должна как можно быстрее включать в учебные программы новейшие открытия, теории и даже научные гипотезы.

В связи с этим в учебных планах и программах следует выделить определенное количество часов на проработку с учениками тематики, относящейся к новейшим достижениям науки в области данной дисциплины. Правильно подготовленные к работе учителя сумели бы использовать это время с пользой для интеллектуального развития учащихся.

Большая гибкость нужна и в области организации учебно-воспитательной работы. В современной школьной системе предпочтение отдается главным образом работе со среднеспособными учениками и студентами, в результате чего невосполнимые потери несут слабые и очень способные ученики и студенты. Примером тому служат значительные размеры второгодничества и отсева, а также недостатки, связанные с отсутствием системы занятий с исключительно одаренной молодежью. Поэтому стоило бы ослабить жесткие рамки традиционной классно-урочной системы обучения в начальной и средней школах, например путем предоставления способным ученикам возможности более быстрого окончания учебы, и тщательно анализировать целесообразность оставления на второй год учащихся слабых, но демонстрирующих недостатки в овладении программным материалом только по одному или двум предметам. Возможно, целесообразным было бы создание двух или трех вариантов программы по каждому предмету обучения, что позволило бы особенно способным учащимся, например в области естественно-математических дисциплин, развивать свои способности именно в этом направлении, при одновременном выполнении программного минимума по трудным для них гуманитарным предметам, и наоборот.

При современной системе школьного образования всесторонней заботой со стороны школы должны быть окружены как слабые ученики и студенты, так и учащиеся средние и очень способные. Формы такой заботы могут и должны быть различными, но их общей целью должно стать максимальное развитие способностей каждого ученика или студента. При этом сомнительно, чтобы достижению такой цели содействовал повсеместно используемый метод второгодничества.

Более развитые формы институциональной заботы о студентах нужны и в высших учебных заведениях. Каждой из этих форм должны сопутствовать высокие требования, постоянно обновляемые, хотя и отвечающие возможностям и способностям данного студента. Однако следует помнить, что равенство шансов в области обучения, вытекающее, в частности, из требований всеобщности и проходимости образования, заключается не в том, чтобы все выпускники вузов получали одинаковое образование, а в том, чтобы каждый из них получал те знания, которые соответствуют его способностям и трудолюбию.

Рассмотренные требования наверняка не исчерпывают тех критериев оценки и результатов, которые должны быть найдены, чтобы можно было говорить о четких и однозначных направлениях работы по модернизации системы образования. Список этих критериев следовало бы дополнить, например, требованием экономичности, которое отображало бы потребность принятия оптимальных решений как с педагогической, так и с экономической точек зрения. В список следовало бы включить и требование согласования направлений обучения с перспективными планами развития народного хозяйства и культуры и с вытекающими из них потребностями в специалистах в различных областях деятельности.

Можно было бы предложить и другие требования, формулировка которых, обсуждение и выполнение способствовали бы модернизации системы образования. Не претендуя на исчерпывающий анализ всех этих требований, мы рассматриваем изложенные выше положения только как исходный пункт для дальнейших размышлений и дискуссий.

Аналогичный характер имеют требования, касающиеся модернизации процесса обучения.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт