Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с бумагой, глиной (пластилином), природными материалами (шишки, желуди, мох и др.).
Инструменты и приспособления, применяемые при обработке бумаги, глины, природных материалов. Аппликации из бумаги.
Приемы работы с глиной (пластилином).
Способы обработки природных материалов.
Практические работы. Планирование, организация трудовой деятельности. Подготовка материалов к работе. Изготовление (по образцам) различных изделий из бумаги, глины (пластилина), природных материалов.
Игры и упражнения, развивающие фантазию: «Кто спрятан в куске пластилина?», «На что похоже?» и т. д. Изготовление изделий по образцу, рисунку, собственному замыслу.
Примерный перечень изделий. Аппликации из бумаги, елочные игрушки, гирлянды, игрушки и сувениры из природных материалов, игрушки из глины (пластилина): овощи, фрукты, посуда, фигурки птиц и зверей.
Беседа: «Что умеют делать золотые руки» (о народных умельцах).
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД (8 ч)
Осенние работы (2 ч)
Правила безопасности т да при работе с граблями, носилками.
Личная гигиена во время работы на пришкольном участке.
Сведения по сельскохозяйственному труду. Знакомство с ручным садовым инвентарем (грабли, носилки), приемы работы с ними.
Знакомство с осенними работами на учебно-опытном участке.
Практические работы. Удаление мусора, сгребание листьев, веток, сбор природных материалов для уроков труда (листья, цветы, ветки, корни, семена и др.).
Весенние работы (2 ч)
Правила безопасности труда при работе с граблями, лейкой. Личная гигиена.
Сведения по сельскохозяйственному труду. Знакомство с весенними работами на учебно-опытном участке, правилами посева семян и ухода за ними (полив, прополка, установка опорных колышков).
Практические работы. Подготовка и посев семян в грунт (душистый горошек, бархатцы, мак, ноготки, настурции и т. д.). Уход за растениями.
Работа в классе (4 ч)
Сведения по сельскохозяйственному труду. Знакомство с видами комнатных растений. Правила ухода за- комнатными растениями. Подготовка семян к посеву (отбор наиболее крупных и здоровых семян, замачивание, проращивание).
Практическая работа. Уход за растениями: полив, удаление пыли, сухих листьев. Выращивание растений (бальзамин, ипомея). Выращивание лука на перо.
Внеклассная работа. Сбор природных материалов, глины, подготовка их к работе. Изготовление стеков для обработки глины.
Утренники, праздники труда: «Как рубашка в поле выросла», «Труд людей вокруг нас», «Хлеб — наше богатство, и его надо беречь».
Основные требования к знаниям и умениям К концу I класса учащиеся должны знать:
название и назначение материалов (бумага, ткань, глина); название и назначение ручных инструментов и приспособлений: гладилка, ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток, гаечный ключ;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами;
название и назначение машин (автомобиль, пароход, самолет, тепловоз, трактор);
общие сведения о профессиях (учитель, врач, повар, строитель, шофер, тракторист);
правила ухода за комнатными растениями. К концу учебного года учащиеся должны уметь: анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое и вчетверо, пользоваться гладилкой, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, беречь книги и тетради, обертывать их;
вышивать стежками «вперед иголку»;
собирать и разбирать модели из деталей конструктора (по образцам и рисункам);
ухаживать за комнатными растениями: поливать, удалять пыль с листьев;
контролировать правильность своих действий.