ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы предусматривается коренное улучшение трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации школьников.

В начальных классах закладывается фундамент общетрудовой подготовки учащихся. Правильно поставленное трудовое воспитание и обучение младших школьников, непосредственное и систематическое их участие в посильном общественно полезном труде являются незаменимыми факторами выработки на этом этапе обучения осознанного отношения к учебе, нравственного и интеллектуального формирования личности, физического развития.

Трудовое обучение в начальных классах — органическая составная часть единой системы обучения, воспитания и развития учащихся.

В процессе трудового обучения должны решаться следующие задачи:

  • воспитание у младших школьников трудолюбия, коммунистического отношения к труду, уважения к людям труда, бережного, экономного отношения к социалистической собственности и природе;
  • формирование основ трудовой культуры, первоначальных знаний и умений, необходимых для вовлечения младших школьников в общественно полезный труд;
  • идейно-политическое, нравственное, эстетическое и физичеткое воспитание;
  • развитие творческих способностей в сочетании с готовностью к исполнительской деятельности.

«Учащиеся начальной школы (I — IV классы) овладевают необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с различными материалами, выращивания сельскохозяйственных растений, ремонта учебно-наглядных пособий, изготовления игрушек, различных полезных предметов для школы, детского сада, дома и т. д. Уже на этой ступени начинается ознакомление с некоторыми доступными для понимания детей профессиями»,— указывается в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы.

В программе выделяются следующие виды труда: технический труд, бытовой труд, основы художественной обработки различных материалов и сельскохозяйственный труд.

«Соединение обучения с производительным трудом предполагает включение учащихся, начиная с младших классов, в систематический, организованный, посильный для их здоровья и возраста общественно полезный труд — труд настоящий, необходимый обществу»1. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда» предусмотрено включение учащихся младших классов в общественно полезный труд, на который дополнительно отводится по одному часу в неделю (во внеурочное время), начиная со II класса. В связи с этим в программе предусмотрены примерные виды общественно полезного труда: выращивание сельскохозяйственной продукции и цветочно-декоративных растений; благоустройство школьных дворов, аллей, дворов по месту жительства; изготовление различных учебно-наглядных пособий, игрушек и других полезных изделий для школы, детских садов, для дома учащихся; самообслуживание; участие в трудовых десантах.

Общественно полезный труд младших школьников должен решать общеобразовательные задачи, способствовать трудовому, идейно-политическому и нравственному воспитанию, быть посильным для детей данного возраста как по характеру, так и по объему, при строгом соблюдении государственного закона об охране труда детей и обязательном соблюдении правил безопасности труда и личной гигиены.

По каждой теме программы определено содержание знаний и умений учащихся, дана характеристика опытов и наблюдений, указаны примерные перечни рекомендуемых для изготовления детьми изделий.

Трудовое обучение должно носить практический характер, предусматривающий активное творческое участие школьников в общественно полезном труде. На практические работы учащихся должно быть выделено не менее 80% времени урока.

Общетехнические знания по выполнению основных технологических операций обработки различных материалов учащиеся, как правило, получают в процессе вводных и текущих инструктажей.

Во время практической работы младшие школьники закрепляют полученные знания, осваивают первоначальные приемы обработки различных материалов; у них формируются общетрудовые умения (планирование, организация, контроль труда); воспитывается культура труда.

Распределение учебного материала но разделам и темам

Виды труда

Количество часов

по классам

I

II

III

IV

Всего

1

2

3

4

5

6

ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД

Обработка

20

16

12

8

56

Бумаги и картона Техническое моделирование

16

16

18

18

68

Итого:

36

32

30

26

124

БЫТОВОЙ ТРУД

Обработка ткани, вышивание Уход за одеждой

42

62

62

53

219

Итого:

6

8

8

8

30

ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Лепка, аппликация, работа с природными материалами, обработка древесины, металла, чеканка, резьба

16

16

16

16

64

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД

Работа в классе

Работа на учебно-опытном участке

44

410

4 12

416

1642

Итого:

8

14

16

20

58

Всего:

66

70

70

70

276

ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

35

35

35

105

На уроках трудового обучения, в процессе общественно полезного труда, внеклассной работы по техническому творчеству следует принять все меры для обеспечения безопасности труда детей. Материал по правилам безопасности труда, личной гигиены учащихся включен в каждую тему программы. Кроме того, перед выполнением практических работ, началом общественно полезного труда, занятий по техническому творчеству, экскурсий необходимо проводить дополнительный инструктаж по безопасности труда и личной гигиене учащихся.

Для расширения политехнического кругозора младших школьников, закрепления знаний, полученных на уроках математики, природоведения, изобразительного искусства, необходимо организовать занятия таким образом, чтобы дети принимали активное участие в планировании предстоящей трудовой деятельности, организации рабочего места, проводили в процессе работы необходимые измерения, расчеты, пользовались техническими рисунками, эскизами, инструкционными картами, самостоятельно контролировали свои действия.

Сравнительно большое место в программе занимают работы с бумагой и картоном. Из бумаги и картона можно изготовить разнообразные изделия, учебные пособия, игровой инвентарь, картонажные игры, игрушки, сувениры, предметы быта и т. д. Знания и умения, полученные при обработке бумаги, картона, способствуют овладению приемами обработки других материалов.

На уроках технического моделирования предусматривается развитие технического кругозора детей, воспитание интереса к техническому творчеству, технике. Изготовляемые детьми технические модели должны иметь общественно полезную направленность и использоваться в качестве учебных пособий на уроках, а также при организации школьных игротек и соревнований по техническим видам спорта.

На уроках обслуживающего труда предусматривается первоначальное ознакомление с приемами обработки ткани, элементами самообслуживания (мелкий ремонт и уход за одеждой), а также овладение элементарными знаниями и умениями по плетению и вышиванию.

Основы художественной обработки различных материалов (глина, древесина, металл, кожа, мех, природные материалы и др.) включают освоение детьми простейших способов и приемов работы с различными материалами, развитие эстетического вкуса, творческих способностей детей, а также приобщение их к различным видам народных промыслов.

На уроках сельскохозяйственного труда, начиная с I класса, учащиеся знакомятся с выращиванием овощных, ягодных и цветочно-декоративных растений, правилами постановки сельскохозяйственных опытов.

В I классе дети учатся самостоятельно изготавливать изделия по образцу. Во II и III классах выполнение трудовых заданий проводится не только при наличии образца изделия, но и при его отсутствии, по техническому рисунку, эскизу, инструкционным картам.

В IV классе приобретенные учащимися знания и умения совершенствуются при изготовлении более сложных изделий.

Учащиеся начальных классов чертежей не выполняют, а производят разметку различных материалов с помощью шаблонов, линейки, угольника, циркуля. Учатся читать (понимать) простейшие графические изображения (несложные технические рисунки, эскизы).

В программе перечислены примерные темы экскурсий и бесед, которые необходимо проводить на краеведческой основе. На экскурсиях детей знакомят с передовиками производства, рационализаторами, изобретателями, доступными для понимания детей технологическими процессами, а также машинами, которые облегчают труд человека и повышают производительность труда.

Важным условием осуществления политехнического принципа обучения является органическая связь уроков трудового обучения со всеми учебными предметами в начальных классах.

С целью усиления воспитательной направленности трудового обучения младших школьников, первоначального знакомства с доступными для их понимания профессиями целесообразно систематически организовывать праздники труда, проводить октябрятские и пионерские сборы, беседы с участием передовиков производства, рационализаторов, изобретателей, ветеранов труда. В программах приводится примерная тематика классных и внеклассных мероприятий.

В каждом классе необходимо предусмотреть родительские собрания с повесткой дня: «Трудовое воспитание младших школьников в семье». Задача учителя — убедить родителей в необходимости своевременного и систематического приобщения детей к общественно полезному труду, объяснить, что, принимая участие в совместной со старшими членами семьи работе, ребенок ощущает свою причастность к заботам семьи, чувствует себя полноправным членом семейного коллектива, а это способствует воспитанию у него многих важных качеств личности: отзывчивости, бережливости, ответственности, самостоятельности, дисциплинированности и др. Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание ребенка в семье в единстве со школой, они должны быть ознакомлены с задачами трудового воспитания и обучения, которые заложены в школьные программы. Для пропаганды среди родителей положительного опыта организации трудового воспитания младших школьников следует использовать разнообразные формы: беседы, лекции, консультации, классные собрания, выставки технического творчества детей, привлечение родителей к руководству техническими кружками.

С целью повышения эффективности и качества трудового воспитания и обучения младших школьников в каждой школе должен быть организован кабинет труда, укомплектованный необходимыми инструментами, приспособлениями, материалами для организации занятий по всем видам труда, предусмотренным программой, кроме того, в каждой школе должен быть земельный участок для начальных классов, где школьники под руководством учителя получают первоначальные сведения о растениеводстве, знакомятся с научными основами выращивания сельскохозяйственной продукции.

При наличии в школе теплицы следует привлекать младших школьников к работе по выращиванию в ней зеленных сельскохозяйственных растений для школьных столовых, детских садов (лук, петрушка, укроп).

Порядок изучения разделов и тем программы определяется учителем в зависимости от климатических условий и возможностей школы. Обязательным является обучение детей всему комплексу знаний и умений, предусмотренных программой.

Основные критерии оценки трудовой деятельности учащихся:

  • правильное, качественное и в полном объеме выполнение задания;
  • осознанное выполнение задания;
  • трудолюбие, самостоятельность, инициатива, творчество, самоконтроль;
  • положительное отношение к общественно полезному труду; экономное расходование материалов, соблюдение правил сохранности инструментов, приспособлений;
  • соблюдение правил безопасности труда и. личной гигиены. Учитывая важность соблюдения детьми правил безопасного поведения на улицах и дорогах, в программах предусмотрено изготовление различных дорожных знаков, игр, макетов по правилам дорожного движения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт