Чтение топографической карты в VII классе. Начатую ранее работу с топографической картой и планом продолжает курс физической географии СССР. Сведения о топографических картах входят в тему «Карты и работа с ними». Ее главная цель -завершить формирование системы картографических знаний. Эту цель следует дополнить еще одной — продолжить обучение приемам чтения топографических карт, формирование которых началось в V классе.
Эта связь приемов видна из таблицы 1.
Приемы чтения топографических планов и карт
Методика изучения темы «Карты и работа с ними» довольно полно описана в литературе, поэтому рассмотрим лишь принципиальные особенности методики, связанные с формированием приемов чтения топографической карты.
Первая из них — связь с ранее усвоенными картографическими понятиями и приемами чтения карт. Эта связь предполагает организацию повторения ранее изученного, опору на него при формировании новых картографических понятий.
Многие приемы, сложные по составу умственных и практических действий, в VII классе могут быть сформированы на уровне выполнения заданий по инструкции учителя,, по образцу. Опыт работы многих школ показывает, что тема «Карты и работа с ними» требует примерно на 2—3 урока больше, чем отведено программой. Учебник- содержит задания на определение географических и прямоугольных координат, высоты сечения рельефа, составление профиля по топографической карте, определение дирекционных углов, истинного и магнитного азимута. Но недостаток учебного времени не позволяет обеспечить повторяемость этих заданий, т. е. упражнения в применении формируемых приемов. Поэтому существенное значение приобретает разделение большого задания на ряд мелких. В. этом состоит вторая особенность методики изучения темы. Так, для определения географических координат предлагаются такие задания;
- Какие координаты называют географическими?
- На восточной рамке карты (атласа) найдите обозначение географической широты. В каком направлении ведется отсчет географической широты?
- На южной рамке карты найдите обозначение географической долготы. В каком направлении отсчитывают географическую долготу?
- Проведите параллель через определяемый объект, используя десятисекундные отрезки разграфки карты. Укажите географическую широту объекта.
- Проведите мысленно меридиан через определяемый объект, используя десятисекундные отрезки разграфки карты. Укажите географическую долготу объекта.
Прием определения географических координат по топографической карте примерно такой же, как и по мелкомасштабной географической. Однако здесь требуются более сложная аналитическая деятельность и обобщение приема.
По предлагаемой схеме можно определить, например, координаты горы Карьерной, Михалинской, колодца к югу от деревни Вороново и др. Так, географические координаты горы Карьерной составляют 54°42\’06» с. ш, и 18°06\’40» в. д.
Сложнее определение прямоугольных координат, хотя последовательность работы остается примерно той же.
Из приведенных примеров видны некоторые особенности работы учителя и учащихся: тесная и непосредственная связь теоретических знаний учащихся с их практическими действиями; упражнения сопровождаются пояснениями учащихся.
Эффективность такого подхода была проверена на материале обучения определению географических координат в V классе.
Еще одна особенность методики — систематизация топографических знаний и приемов. Большое количество новых и сложных картографических понятий и связанных с ними приемов чтения топографической карты нуждается в обобщении, что делает необходимым проведение повторительно-обобщающего урока. Он предоставляет также возможность упражнений в применении некоторых приемов, помогая их закреплению и совершенствованию.
Опишем методику этого урока. Топографические и мелкомасштабные географические карты имеют много общего в математической основе, построении, в условности изображения. Знания, усвоенные в теме «Карты и работа с ними», позволяют дать общую оценку топографических и географических карт и рассмотреть их с нескольких точек зрения. Обобщенные знания являются базой Для практических работ, опирающихся как на знание свойств и особенностей карт, так и на умения использовать различные приемы их чтения.
Исходя из этого выдвигаются следующие цели урока:
- повторить основные сведения о топографических и мелкомасштабных географических картах и выявить их общие особенности;
- показать возможности разносторонней оценки топографических и мелкомасштабных географических карт с точки зрения их познавательного содержания;
- на основе знания свойств карт закрепить общие приемы их чтения.
Соответственно целям в уроке выделяются три части.
I. Учитель указывает, что в разделе «Карты и работа с ними» ученики изучили две группы карт — топографические и мелкомасштабные географические. Они имеют ряд общих особенностей; В чем же они состоят? Учитель записывает «На классной доске форму таблицы, а учащиеся называют особенности Карт. Заполненная таблица имеет такой вид:
Таблица 2 Отличия топографических от мелкомасштабных карт
Заполнение таблицы требует немало времени. Можно проанализировать готовую таблицу, заранее записав ее на Доске и закрыв предварительно картой. Анализ готовой таблицы, однако, упрощает работу учащихся.
Затем учащимся предлагается назвать «способы изображения природных явлений на топографических и мелкомасштабных географических картах. Учащиеся называют эти способы: качественного фона, изолинии, линии движения — и приводят примеры карт, на которых использованы указанные способы. Из сказанного делается вывод: на топографических и мелкомасштабных географических картах используются одинаковые способы изображения природных явлений.
Далее учащиеся выполняют следующее задание: одной чертой подчеркивают крупномасштабные карты, двумя — мелкомасштабные.
1 : 25 000 1 : 1 000 000 1 (10 000 000 1:100 000 1:22 000 000
В конце этой части урока учащиеся называют общие особенности рассматриваемых карт и их отличия.
II. Учитель подчеркивает, что знание особенностей карт позволяет указать конкретные свойства каждой из них. С помощью составленной в начале урока таблицы учащиеся оценивают свойства физической карты Восточно-Европейской равнины в атласе на с. 20—21. Поскольку такие задания раньше не выполнялись, учитель для образца описывает аналогичную карту Западно-Сибирской равнины. Предварительно он указывает, что на мелкомасштабных картах Помещают масштаб обычно в правом нижнем углу, а на топографических —внизу, посередине.
Описание может быть таким: «Физическая карта Восточно-Европейской равнины —Это мелкомасштабная общегеографическая карта. Эта карта построена в равноугольной проекции, и меньше всего искажений на ней между параллелями 45 и 65°. Измерять расстояния и площади можно довольно точно почти по всей этой карте.. Рельеф на карте изображен с помощью окраски: Горизонтали проведены через 50 м (0 м, 50 м, 100 м, 150 м, 200 м, 500 м)».
После этой работы учащимся предлагается обобщающий вопрос: какие особенности карты нужно учитывать при ее чтении? На этот вопрос легко получить ответ, если предварительно учащиеся дадут определение понятия «карта».
III. В завершающей части урока учитель проводит повторение и закрепление приемов чтения карты, основанное на знании особенностей карт.
Учащимся предлагаются следующие вопросы и задания:
- Какие особенности топографических карт надо учитывать при описании местности?
- Почему на топографической карте почти нет искажении?
- Назовите виды условных знаков, применяемых на. топографических картах.
- Опишите по топографической карте рельеф квадратов. Описание выполняется устно, а при необходимости его можно выполнить в письменном виде по вариантам.
- Покажите на карте атласа километровые линии. Зачем они необходимы?
- Определите по топографической карте атласа географические координаты колодца к югу от деревни Вороново и прямоугольные координаты горы Голой.
- Какое склонение имеет местность, изображенная на топографической карте атласа? Чему оно равно?
В конце урока учащиеся делают вывод, объясняя значение различных типов карт для науки и хозяйственной деятельности человека. Учитель дополняет вывод, рассказывая о значении географических карт разного содержания и масштаба.