1-й урок. Понятие о плане местности. Условные знаки. Чтение условных знаков на плане.


Чтение топографической карты в VII классе. Начатую ранее работу с топографической картой и планом продолжает курс физической географии СССР. Сведения о топографических картах входят в тему «Карты и работа с ними». Ее главная цель -завершить формирование системы картографических знаний. Эту цель следует дополнить еще одной — продолжить обучение приемам чтения топографических карт, формирование которых началось в V классе.

Эта связь приемов видна из таблицы 1.

 

Приемы чтения топографических планов и карт

1-й урок. Понятие о плане местности. Условные знаки. Чтение условных знаков на плане.

Методика изучения темы «Карты и работа с ними» довольно полно описана в литературе, поэтому рассмотрим лишь принципиальные особенности методики, связанные с формированием приемов чтения топографической карты.

Первая из них — связь с ранее усвоенными картографическими понятиями и приемами чтения карт. Эта связь предполагает организацию повторения ранее изученного, опору на него при формировании новых картографических понятий.

Многие приемы, сложные по составу умственных и практических действий, в VII классе могут быть сформированы на уровне выполнения заданий по инструкции учителя,, по образцу. Опыт работы многих школ показывает, что тема «Карты и работа с ними» требует примерно на 2—3 урока больше, чем отведено программой. Учебник- содержит задания на определение географических и прямоугольных координат, высоты сечения рельефа, составление профиля по топографической карте, определение дирекционных углов, истинного и магнитного азимута. Но недостаток учебного времени не позволяет обеспечить повторяемость этих заданий, т. е. упражнения в применении формируемых приемов. Поэтому существенное значение приобретает разделение большого задания на ряд мелких. В. этом состоит вторая особенность методики изучения темы. Так, для определения географических координат предлагаются такие задания;

  1.     Какие координаты называют географическими?
  2.     На восточной рамке карты (атласа) найдите обозначение географической широты. В каком направлении ведется отсчет географической широты?
  3.     На южной рамке карты найдите обозначение географической долготы. В каком направлении отсчитывают географическую долготу?
  4.     Проведите параллель через определяемый объект, используя десятисекундные отрезки разграфки карты. Укажите географическую широту объекта.
  5.  Проведите мысленно меридиан через определяемый объект, используя десятисекундные отрезки разграфки карты. Укажите географическую долготу объекта.

Прием определения географических координат по топографической карте примерно такой же, как и по мелкомасштабной географической. Однако здесь требуются более сложная аналитическая деятельность и обобщение приема.

По предлагаемой схеме можно определить, например, координаты горы Карьерной, Михалинской, колодца к югу от деревни Вороново и др. Так, географические координаты горы Карьерной составляют 54°42\’06» с. ш, и 18°06\’40» в. д.

Сложнее определение прямоугольных координат, хотя последовательность работы остается примерно той же.

Из приведенных примеров видны некоторые особенности работы учителя и учащихся: тесная и непосредственная связь теоретических знаний учащихся с их практическими действиями; упражнения сопровождаются пояснениями учащихся.

Эффективность такого подхода была проверена на материале обучения определению географических координат в V классе.

Еще одна особенность методики — систематизация топографических знаний и приемов. Большое количество новых и сложных картографических понятий и связанных с ними приемов чтения топографической карты нуждается в обобщении, что делает необходимым проведение повторительно-обобщающего урока. Он предоставляет также возможность упражнений в применении некоторых приемов, помогая их закреплению и совершенствованию.

Опишем методику этого урока. Топографические и мелкомасштабные географические карты имеют много общего в математической основе, построении, в условности изображения. Знания, усвоенные в теме «Карты и работа с ними», позволяют дать общую оценку топографических и географических карт и рассмотреть их с нескольких точек зрения. Обобщенные знания являются базой Для практических работ, опирающихся как на знание свойств и особенностей карт, так и на умения использовать различные приемы их чтения.

Исходя из этого выдвигаются следующие цели урока:

  •     повторить основные сведения о топографических и мелкомасштабных географических картах и выявить их общие особенности;
  •     показать возможности разносторонней оценки топографических и мелкомасштабных географических карт с точки зрения их познавательного содержания;
  •     на основе знания свойств карт закрепить общие приемы их чтения.

Соответственно целям в уроке выделяются три части.

I. Учитель указывает, что в разделе «Карты и работа с ними» ученики изучили две группы карт — топографические и мелкомасштабные географические. Они имеют ряд общих особенностей; В чем же они состоят? Учитель записывает «На классной доске форму таблицы, а учащиеся называют особенности Карт. Заполненная таблица имеет такой вид:

Таблица 2 Отличия топографических от мелкомасштабных карт

1-й урок. Понятие о плане местности. Условные знаки. Чтение условных знаков на плане.

Заполнение таблицы требует немало времени. Можно проанализировать готовую таблицу, заранее записав ее на Доске и закрыв предварительно картой. Анализ готовой таблицы, однако, упрощает работу учащихся.

Затем учащимся предлагается назвать «способы изображения природных явлений на топографических и мелкомасштабных географических картах. Учащиеся называют эти способы: качественного фона, изолинии, линии движения — и приводят примеры карт, на которых использованы указанные способы. Из сказанного делается вывод: на топографических и мелкомасштабных географических картах используются одинаковые способы изображения природных явлений.

Далее учащиеся выполняют следующее задание: одной чертой подчеркивают крупномасштабные карты, двумя — мелкомасштабные.

1 : 25 000 1 : 1 000 000 1 (10 000 000 1:100 000 1:22 000 000

В конце этой части урока учащиеся называют общие особенности рассматриваемых карт и их отличия.

II. Учитель подчеркивает, что знание особенностей карт позволяет указать конкретные свойства каждой из них. С помощью составленной в начале урока таблицы учащиеся оценивают свойства физической карты Восточно-Европейской равнины в атласе на с. 20—21. Поскольку такие задания раньше не выполнялись, учитель для образца описывает аналогичную карту Западно-Сибирской равнины. Предварительно он указывает, что на мелкомасштабных картах Помещают масштаб обычно в правом нижнем углу, а на топографических —внизу, посередине.

Описание может быть таким: «Физическая карта Восточно-Европейской равнины —Это мелкомасштабная общегеографическая карта. Эта карта построена в равноугольной проекции, и меньше всего искажений на ней между параллелями 45 и 65°. Измерять расстояния и площади можно довольно точно почти по всей этой карте.. Рельеф на карте изображен с помощью окраски: Горизонтали проведены через 50 м (0 м, 50 м, 100 м, 150 м, 200 м, 500 м)».

После этой работы учащимся предлагается обобщающий вопрос: какие особенности карты нужно учитывать при ее чтении? На этот вопрос легко получить ответ, если предварительно учащиеся дадут определение понятия «карта».

III. В завершающей части урока учитель проводит повторение и закрепление приемов чтения карты, основанное на знании особенностей карт.

Учащимся предлагаются следующие вопросы и задания:

  1.     Какие особенности топографических карт надо учитывать при описании местности?
  2.     Почему на топографической карте почти нет искажении?
  3.     Назовите виды условных знаков, применяемых на. топографических картах.
  4.  Опишите по топографической карте рельеф квадратов. Описание выполняется устно, а при необходимости его можно выполнить в письменном виде по вариантам.
  5.  Покажите на карте атласа километровые линии. Зачем они необходимы?
  6.   Определите по топографической карте атласа географические координаты колодца к югу от деревни Вороново и прямоугольные координаты горы Голой.
  7.  Какое склонение имеет местность, изображенная на топографической карте атласа? Чему оно равно?

В конце урока учащиеся делают вывод, объясняя значение различных типов карт для науки и хозяйственной деятельности человека. Учитель дополняет вывод, рассказывая о значении географических карт разного содержания и масштаба.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт