Изучению рельефа— одного из ведущих компонентов любого природного комплекса — в школьной географии отводится много места времени. Нынешняя программа по географии предусматривает изучение не только морфологических особенностей земной поверхности, но и процессов ее образование и развития. Поэтому нужны различные карты — физические, тектонические, геологические и др., отражающие эти процессы. Читать далее «Чтение рельефа по физической карте»
Категория: ДИДАКТИКА. ПРИЕМЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
ДИДАКТИКА. ПРИЕМЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Чтение рельефа в VI классе.
В курсе географии материков рельеф рассматривается как совокупность разнообразных по форме и происхождению неровностей земной поверхности. Изучают преимущественно крупные элементы поверхности суши — равнинные и горные страны, учитывая, что на долю равнин на земном шаре приходится примерно 55% площади суши, а на долю гор — около 45%. Читать далее «Чтение рельефа в VI классе.»
Чтение рельефа в VII классе.
В курсе физической географии СССР все имеющиеся знания и умения изучения рельефа реализуются применительно к территории нашей страны. Чтение карт становится еще более подробным и сложным. Наряду с физической и тектонической картами используется и геологическая. Связь рельефа с рельефообразующими факторами особенно важна. В практике школы отмечено, что учащиеся легче называют особенности рельефа, чем объясняют их. Правда, такое объяснение — задача более сложная, чем описание поверхности, так как одна и та же черта рельефа, может быть результатом влияния разных факторов, часто действующих одновременно. Так, возвышенность может быть образована в результате выветривания бывших на ее месте гор или действия четвертичного оледенения, когда на выступе платформы аккумулируются наносы ледника и др. Читать далее «Чтение рельефа в VII классе.»
ЧТЕНИЕ ТЕКТОНИЧЕСКИХ И ГЕОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ
Роль тектонических и геологических карт в изучении физической географии довольно велика. В целом они увеличивают объяснительные возможности школьной географии и лучше обеспечивают практическую направленность знаний.Особенно эти карты необходимы при изучении рельефа и полезных ископаемых. В школьной географии рассматривают преимущественно крупные формы поверхности, возникающие в результате деятельности процессов, происходящих в земной коре. Тектонические и геологические карты отражают эти процессы. Читать далее «ЧТЕНИЕ ТЕКТОНИЧЕСКИХ И ГЕОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ»
Обучение приемам чтения тектонической карты
Тектоническая карта показывает строение земной коры. Она отражает два ее главных типа, различающиеся по направлению развития и по характеру залегания слоев, — платформы и геосинклинали. Карта характеризует также различные движения в земной коре, во многом определяющие рельеф. Эндогенные факторы формирования рельефа находят на ней более заметное выражение, чем внешние процессы. Читать далее «Обучение приемам чтения тектонической карты»
Особенности чтения геологической карты
О некоторых приемах чтения геологической карты при изучении крупных территорий говорилось выше. Поэтому рассмотрим лишь работу с геологической картой в. начале курса физической географии СССР. Ее представляют в такой же последовательности, как и тектоническую карту. Читать далее «Особенности чтения геологической карты»
ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ ЧТЕНИЯ КЛИМАТИЧЕСКОЙ КАРТЫ
Формирование многих географических понятий связано с климатом. Д. Л. Арманд указывает, что природные компоненты в зависимости от силы их воздействия делятся на ведущие и ведомые. Наряду с земной корой и рельефом климат относят к числу ведущих природных компонентов, от которого зависят другие. Изучение климата в школе включает характеристику его элементов, анализ климатообразующих факторов и климатическое районирование. Климатическая карта как источник знаний позволяет наглядно представить закономерности распределения элементов климата и климатических явлений на земном шаре в целом и в отдельных его частях. Кроме того, без использования климатических данных, полученных из карты, нельзя правильно охарактеризовать не только климат, но и другие компоненты природного комплекса. Поэтому задача обучения чтению климатической карты в школе очень важна. Читать далее «ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ ЧТЕНИЯ КЛИМАТИЧЕСКОЙ КАРТЫ»
Общие требования к характеристике климата по картам
В методической литературе пока еще нет единой системы чтения климатической карты, охватывающей курсы географии материков и физической географии СССР. Общей целью, объединяющей оба курса, является обучение характеристике климата территории и усвоение климатических условий изучаемых природно-территориальных комплексов разного размера. Читать далее «Общие требования к характеристике климата по картам»
Определение климатообразующих факторов
Важное условие успешного чтения карты — твердое знание климатообразующих факторов, определяющих как климат в целом, так и его элементы. Однако знания факторов еще недостаточно для успешного объяснения особенностей климата. Нужно уметь соотносить их между собой. Выяснение условий формирования климата довольно сложно, так как количество факторов значительно, а вызываемые ими климатические изменения разнообразны. В целом чтение климатической карты связано с выявлением сложных зависимостей. Читать далее «Определение климатообразующих факторов»
РАБОТА УЧАЩИХСЯ С УЧЕБНИКОМ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ
Наблюдения показывают, что учебник и особенно его текст на уроках географии используется редко. На него обращают внимание, да и то не всегда, лишь при задании на дом. Наиболее типично отсутствие специального обучения приемам работы с текстом. Учащиеся учатся этим приемам в процессе усвоения географических знаний. Нередко единственной целью работы с учебником считают усвоение темы или какой-либо ее части. Читать далее «РАБОТА УЧАЩИХСЯ С УЧЕБНИКОМ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ»