РАБОТА УЧАЩИХСЯ С УЧЕБНИКОМ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ


Основные способы построения текстов в учебниках физической географии

Успешная работа с текстами невозможна без знания их особенностей. К ним относятся построение (логическая структура), содержание и форма изложения учебного материала. Поэтому для анализа и усвоения знаний мало понимать прочитанное, нужно отчетливо видеть логическую структуру текста.

Что касается содержания текста, то для анализа нужно знать основные компоненты. К ним относятся:

  •  определения общих географических понятий. Их много в учебнике V класса, несколько меньше — в учебниках VI—VII классов;
  •     описания природных объектов и явлений — рельефа, полезных ископаемых, климата, природных ресурсов и др. В описаниях названы как существенные, так и несущественные черты объектов и явлений. Такое же содержание имеет описание населения и его занятий в учебнике VI класса;
  •     объяснение происхождения или изменения природных объектов и явлений. Оно включает причинно-следственные связи, природные закономерности, условия (факторы) образования;
  •     отдельные факты различного содержания: перечень форм поверхности, указания на географическое положение, цифровые данные и др.;
  •     факты, подтверждающие действие причин, подчеркивающие основные черты природы.

Для примера проанализируем довольно сложный отрывок из текста учебника VII класса по теме «Климат и реки Восточной Сибири» и покажем его составные части в виде таблицы:

Таблица 5

Логические компоненты текста

Содержание текста

Логические компоненты

Географическое положение, и условия атмосферной циркуляции определяют: резкую континентальность и суровость климата Восточной Сибири.

В октябре здесь начинает господствовать повышенное атмосферное давление. Один за другим возникают и усиливаются антициклоны. Поэтому в зимний период создается обширная область высокого атмосферного давления — зимний Азиатский (Сибирский) антициклон с центром в Монголии

Устанавливается устойчивая малооблачная холодная и безветренная погода. Зима длится без оттепелей более полугода

Средние температуры января —24°С на юге, —40°С на севере и т. д.

Общие причины

Основные черты климата

Причина резкой континентальности

Поясняющий факт

Описание погоды

Указаны ее черты

Факты, поясняющие черты климата

Анализ подобных текстов, хотя бы и неполный, значительно улучшает его усвоение.

Построение параграфов и их частей тесно связано с логикой географической науки и содержанием изучаемых понятий. Какие же способы построения текстов применяются в учебниках физической географии?

В зависимости от содержания в учебниках V—VII классов можно выделить тексты описательные, объяснительные и смешанные, содержащие как описание, так и объяснение.

Описание, как правило, включает перечень признаков изучаемых объектов и явлений, различные факты, подтверждающие высказанные положения. В описательных текстах иногда отсутствует жесткая связь отдельных частей, и поэтому их логическую нить учащимся порой нелегко понять. При изложении такого текста его части легко поменять местами, не нарушив правильности ответа. Так, можно описать, например, горные и покровные ледники. Виды выветривания в V классе допустимо описывать в любой последовательности. Все же таких описаний сравнительно немного. Они встречаются преимущественно в учебнике V класса (темы «Горы. Различие гор по высоте», «Равнины», «Судоходство. Морские каналы. Изображение на карте морских путей сообщения, портов» и др.).

Объяснение содержит причинно-следственные связи, природные закономерности, причем они изложены не в виде перечня, а вместе с объясняемыми фактами, явлениями, признаками понятий. Примеры — объяснения процесса образования ветра в V классе, пассатов, поясов атмосферного давления, циркуляции атмосферы — помещены в учебнике VI класса и др. Такой материал наиболее труден для усвоения и требует иных приемов работы, чем описательный текст.

Большим разнообразием построения отличаются смешанные тексты. Они есть во всех учебниках, но особенно характерны для курсов географии материков и физической географии СССР.

Многие факты становятся понятными, если предварительно указать причины, которые их определяют. Поэтому, например, характеристика климата ряда крупных территорий СССР в учебнике VII класса начинается с выяснения климатообразующих факторов, а затем идет описание .элементов климата — среднемесячных температур, осадков, их режима в делом и в отдельных частях территории (см. «Дальний Восток»). Так же охарактеризован климат Южной Америки в учебнике VI класса.

Часто встречается другой способ сочетания, при котором сначала дается описание объектов, а затем уже их объяснение. Так изложен, например, в учебнике V класса параграф об озерах. В нем сначала дано определение понятия «озеро», названы его признаки, а затем объяснено, как образовались озерные котло-иины, как возникли сточные и бессточные озера.

Еще один способ построения географических текстов таков: вначале рассмотрены особенности природы изучаемой территории в целом, а затем по частям. Так описан рельеф Африки, в котором по высоте выделены северо-западная и юго-восточная части.

Учитель должен уметь находить составные части текста. Особенности построения географических текстов видны из следующих таблиц:

Таблица 6

Виды текста по построению

Виды текста

Пример

От причин к следствиям

От следствий к причинам

От целого к частям От фактов к обобщениям

Пассаты. Роль пассатов в распределении осадков (VI класс) Разнообразие рельефа СССР (VII класс)

Рельеф Африки (VI класс)

Климат (V класс)

Таблица 7

Виды текста по содержанию

Виды текста

Пример

Описательный

Объяснительный

Смешанный

Текст-предписание

Части реки (V класс)

Образование равнин (V класс).

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Дальнего Востока (VII класс)

Географическое положение Австралии (VI класс)

Как видно, географические тексты обладают важной особенностью—они часто имеют типовое построение. Их структура вытекает из логики географической науки и учитывает этапы изучения физико-географического материала. Эта особенность текстов существенно важна для выбора методики работы с ними. Ознакомление с типовым построением текстов помогает учащимся правильно и полно построить ответ.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт