Чтение рельефа в VI классе.


В курсе географии материков рельеф рассматривается как совокупность разнообразных по форме и происхождению неровностей земной поверхности. Изучают преимущественно крупные элементы поверхности суши — равнинные и горные страны, учитывая, что на долю равнин на земном шаре приходится примерно 55% площади суши, а на долю гор — около 45%.

В VI и последующем классе выдвигается новая задача — общая оценка рельефа как закономерного сочетания его различных форм, которая требует не только выявления особенностей рельефа, но и более глубокого их объяснения (время и факторы образования, направление в развитии рельефа). С учетом этого в VI классе возникают новые цели изучения рельефа:

  • установление общих черт рельефа материка и его частей и усвоение знаний о них;
  • выявление отличий в рельефе отдельных частей материка;
  • установление факторов, определяющих общие особенности рельефа материка и его различия;
  • характеристика рельефа по физической и тектонической картам, обучение приемам описания форм земной поверхности.

Эти цели .характерны и для курса физической географии СССР.

В VI классе учащиеся знакомятся с рядом новых геоморфологических идей: о многообразии факторов развития рельефа, комплексном воздействии этих факторов на земную поверхность,

с представлением о длительности и сложности развития современного рельефа материков и нашей страны, о тесной связи, поверхности и геологического строения, разнообразии путей развития рельефа.

В реализации названных выше целей и геоморфологических идей большое место отводится картам — физической, тектонической и геологической.

Новые цели изучения рельефа, усложняющееся содержание геоморфологических понятий требуют и более сложных способов чтения физической карты. Существенное значение приобретают умение оценить общий характер поверхности материка и других территорий, выявление различий в рельефе, факторы рельефо-образования. Становится сложнее и описание форм земной поверхности, начатое в V классе. В описание включаются новые признаки, оно превращается в характеристику, так как предусматривает сведения о возрасте и происхождении рельефа. Но особенно важно теперь отыскать связи рельефа с его внутренним строением и историей формирования.

Усваиваемые приемы чтения рельефа по картам имеют разную сложность, а овладевают ими учащиеся примерно в. одно и то же время. Способы чтения физической карты по этой причине усваиваются на разном уровне.

Изучая материки, учащиеся должны установить по физической карте следующие черты рельефа: общий характер поверхности, формы рельефа, наибольшие и преобладающие высоты. Каждая из этих черт может быть установлена по физической карте путем практических действий по ней.

Использование физической Карты при изучении поверхности материка проиллюстрируем на примере урока по теме «Рельеф Африки».

Учитель дает определение понятия «рельеф» как сочетания различных форм поверхности. Учащиеся называют известные им из V класса отдельные формы рельефа — равнины, горы, холмы, овраги и др.

Затем учащиеся узнают о целях изучения рельефа — он влияет на различные стороны природы и на жизнь населения. Для закрепления читают первый абзац в параграфе учебника. Объяснение учителя имеет предварительный характер и в последующем дополняется новыми сведениями.

Перед классом ставится новая цель — научиться изучать и самостоятельно описывать поверхность разных территорий по физической карте. Для этого прежде всего надо определить общий характер поверхности по преобладающим формам рельефа и, следовательно, по физической карте. Учащиеся называют формы поверхности Африки и делают вывод, что на материке преобладают плоскогорья. «Такой рельеф, — указывает учитель, -можно назвать плоскогорным, возвышенным».

В течение учебного года учащиеся определяют общий характер поверхности, анализируя рельеф различных территорий — острова Мадагаскар, материков (за исключением Антарктиды), их природных областей. Для закрепления приема неплохо подтверждать вывод о характере поверхности ссылкой на преобладающие формы рельефа.

Далее ставится проблемный вопрос: почему в рельефе Африки преобладают плоскогорья? Учащиеся рассматривают карту «Строение земной коры» на форзаце учебника и находят Африкано-Аравийскую платформу. (Понятие о платформе дается на одном из вводных уроков перед разделом «Африка».) Учитель указывает основные черты платформы, связывая их с приподнято-равнинным характером поверхности. Полезно рассказать об истории образования материка на месте Гондваны, в связи с этим отметить, что породы, слагающие Африку, очень древние, им более 1,5 млрд. лет; сведения о возрасте платформы даны на карте «Строение земной поверхности» в атласе. Постепенно школьники подводятся к выводу, что рельеф любого материка-формируется в течение длительного времени в результате взаимодействия внутренних и внешних процессов.

Начинается изучение рельефа материка по частям. Как известно, на каждом материке выделяются крупные участки — морфоотруктуры, отличающиеся единством формы; строением и происхождением. Учитель подчеркивает, что рельеф Африки и других материков неодинаков в разных- частях. Поэтому надо: научиться с помощью физической карты делить территорию материка на части по особенностям поверхности. Например, Африка имеет неодинаковую высоту в разных частях.

«На какие две части можно разделить Африку по высоте?» — спрашивает учитель. Учащиеся указывают их, отмечая, что ка севере материк ниже, чем на юге. Уточняя ответ, учитель говорит. что Африку делят на северо-западную и юго-восточную части, и показывает границу между ними (по линии устья реки Конго.— севернее Эфиопского нагорья). В подтверждение определяют преобладающие высоты каждой части по физической карте.

Изучение рельефа завершается рассмотрением поверхности каждой части. Сначала ее кратко характеризуют в целом (можно путем чтения текста учебника), а затем описывают по крупным формам (например, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье, область Великих разломов, Драконовы горы — для Юго-Восточной Африки).

Существенное значение имеет описание отдельных форм поверхности по физической карте. Начатое в V классе, оно теперь осуществляется на новой основе — сочетании физической и тектонической карт. В VI классе Для описаний чаще предлагают горные хребты, как наиболее характерные формы цельефа, с Которыми связаны индивидуальные черты больших территорий..

План описания равнин и гор по карте может быть таким;

  1. В каждой части материка расположены горы?
  2. В каком направлении вытянуты?
  3. Приблизительная длина.
  4. Форма горного хребта.
  5. Наибольшая высота и название высшей точки.
  6. Преобладающие высоты.
  7. Характер склонов.
  8. Возраст гор.

Аналогично описывают и равнины. При ограниченном времени можно описать Атласские горы в Африке, Большой Водораздельный хребет в Австралии, Анды в Южной Америке и т. д. Приемы такого описания школьникам знакомы, дополнительно следует сообщить правила определения хребтов сложной конфигурации. Для этого линию хребта надо разделить на части (обычно на две-три) и определить направление каждой части.

С целью закрепления изученного материала предлагается ряд вопросов:

  1. С чего начинают изучать рельеф материка?
  2. Каков общий характер поверхности Африки? Подтвердите свой вывод данными карты.
  3. Почему поверхность Африки возвышенная?
  4. Почему, в рельефе, материка выделяют отдельные части?
  5. По каким признакам можно разделить поверхность Африки на части?

Затем проверяется знание особенностей формирования рельефа материка и Дается описание северо-западной и юго-восточной частей Африки.

Указанный подход к изучению рельефа связан с большим количеством практических й самостоятельных работ различного содержания, представляющих определенную систему. Первые упражнения по физической карте в ее сочетании с тектонической картой несложны и невелики по объему. К тому же свои задания учитель сопровождает разъяснениями, образцами ответов. Так, самостоятельное описание поверхности острова Тасмания может быть таким: «Поверхность Тасмании в основном гористая. Только по окраинам находятся небольшие низменности. Горы средневысотные. Преобладают высоты от 1000 до 2000 м. Горы Тасмании образовались в древнюю складчатость».

Первые описания-школьники выполняют медленно, поэтому для усвоения последовательности работы их следует повторить на нескольких примерах. Необходимы также небольшие задания для отработки отдельных приемов описания рельефа в целом и его отдельных форм. Например, при изучении Драконовых гор предлагается указать их направление, учитывая, что в VI классе учащиеся имеют опыт определения промежуточных направлений. Далее школьники высчитывают по масштабу протяженность хребта и в заключение объясняют, почему Драконовы горы круто обрываются к Индийскому океану. Для ответа на последний вопрос необходимо напомнить о происхождении материка.

Для определения преобладающих высот можно предложить следующие вопросы:

  1. Какие высоты преобладают в западной части Австралии?
  2. Какова высота Тибета над уровнем моря?

В начале учебного года школьники еще неточно определяют различные особенности гор (направление, высоты, протяженность), при описании плоскогорий и нагорий не указывают, в какой их части расположены наибольшие высоты, в каком направлении идет понижение.

В дальнейшем ответы становятся более развернутым», точными и полными. К концу VI класса учащиеся уже умеют давать развернутые описания рельефа по карте. Вот пример одного из них: «Поверхность полуострова Индостан довольно разнообразная. В центре полуострова находится плоскогорье Декан. На нем преобладают высоты от 500 до 1000 м. Края полуострова образуют горы — Западные и Восточные Гаты. На севере находятся низменности. На полуострове Индостан образовалась Индо-Гангская низменность. Она возникла в результате наносов рек Инда, Ганга и Брахмапутры. В основе полуострова Индостан лежит древняя платформа». Как видно, в описании использованы обе карты — физическая и тектоническая, хотя при этом нет непосредственной связи поверхности с внутренним строением. Описание довольно полное, есть и некоторые пропуски.

Еще одно важное направление в чтении физической карты связано с объяснением особенностей рельефа. Их причины устанавливают двумя путями—на основе данных физической и тектонической карт или уже имеющихся знаний. Особенно важно указать на изменчивость земной поверхности, на одновременное воздействие внутренних и внешних процессов на нее. Подчеркнем, что связь выявленной по карте черты рельефа с соответствующим рельефообразующим фактором должна быть непосредственной.

Учитель объясняет, что поверхность материка зависит от многих причин — внутреннего строения, истории формирования поверхности. Надо также учитывать состав горных пород, воздействие внешних процессов. «Таким образом, — делает вывод учитель, — рельеф материка и его частей развивается под действием многих процессов, внутренних и внешних». Далее выясняют, почему, например, Юго-Восточная Африка выше Северо-Западной. Так при изучении рельефа был установлен возвышенный характер Африки.

Для понимания рельефа очень важно, чтобы учащиеся усвоили- связи относительно устойчивых участков земной коры (платформ) с равнинным характером поверхности и подвижных участков—с горными территориями. С этой целью объясняют общий характер поверхности, с помощью карты «Строение земной коры устанавливают возраст горных систем, рассказывают, как образовались низменности и возвышенности.

Примером таких вопросов и заданий являются:

  1. Почему поверхность Южной Америки разнообразна?
  2. С помощью физической карты приведите свидетельства относительно недавнего образования Анд. (Большая высота гор, наличие вулканов, продолжающиеся землетрясения, большие глубины в прилегающих частях океана.)
  3. Как образовалась Месопотамская низменность? И др.

В делом содержание знаний о происхождении отдельных форм рельефа становится сложнее. Так, в V классе образование низменностей учащиеся связывали с действием какой-либо одной причины. Теперь же образование многих низменностей (Месопотамской, Индогангской и др.) учащиеся рассматривают как процесс, отмечая наличие предгорного прогиба, наступление моря, отложение речных наносов, приносимых с разрушающихся гор. Здесь действует уже комплекс факторов рельефообразования, которые надо изложить в определенной последовательности. Особенно важен такой подход в курсе физической географии СССР, где можно полнее учесть требования геоморфологического анализа.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт