Формирование многих географических понятий связано с климатом. Д. Л. Арманд указывает, что природные компоненты в зависимости от силы их воздействия делятся на ведущие и ведомые. Наряду с земной корой и рельефом климат относят к числу ведущих природных компонентов, от которого зависят другие. Изучение климата в школе включает характеристику его элементов, анализ климатообразующих факторов и климатическое районирование. Климатическая карта как источник знаний позволяет наглядно представить закономерности распределения элементов климата и климатических явлений на земном шаре в целом и в отдельных его частях. Кроме того, без использования климатических данных, полученных из карты, нельзя правильно охарактеризовать не только климат, но и другие компоненты природного комплекса. Поэтому задача обучения чтению климатической карты в школе очень важна.
В методической литературе неплохо разработано содержание практических и самостоятельных работ для изучения климата. Однако система приемов учебной работы по климатической карте в литературе, специально не выделялась. Учитывая содержание характеристики климата, эту систему можно представить в следующем виде:
В настоящее время нередко ограничиваются выяснением по карте лишь элементов климата — температурных показателей, их амплитуд, годового количества осадков — и заполнением соответствующих таблиц. При всей важности обучения этим приемам основной, объединяющей различные виды чтения карты является характеристика климата в целом. В условиях работы по новым -Программам эта характеристика стала сложнее. Увеличилось количество климатических карт, их чтение опирается на ряд новых и сложных понятий — о циркуляции атмосферы, воздушных массах, солнечной радиации, испаряемости и др.
Чтение климатической карты затрудняет многих учащихся VI—VII классов. Это объясняется отвлеченностью связанных с нею понятий, новыми и сложными условными знаками. Замечено, например, что линии движения (изотермы) учащиеся читают хуже, чем ареалы (в частности, территории с одинаковым количеством осадков). Чтение условных знаков требует не только считывания Цифровых показателей, по ним нужно сделать выводы о том, в каком направлении изменяются климатические показатели, каков характер этих изменений. Еще сложнее объяснить эти показатели соответствующими климатообразующими факторами, — довольно велико количество причин, с которыми связаны различные черты климата.
Приведем несколько примеров чтения климатической карты, взятых из практики.
«Полуостров Камчатка находится на востоке нашей страны. Средние зимние температуры на Камчатке —20°С, а средние летние температуры +10°С. Осадков здесь выпадает от 400 до 800 мм. Испаряемость составляет 250 мм в год. Здесь есть области низкого давления — циклбны. Климат на полуострове Камчатка холодный» (VII класс).
«Климат Камчатки континентальный. Летние температуры +8°С, а зимние температуры —24°С. Осадков на Камчатке выпадает от 400—600 до 600-1000 мм внутри полуострова, в некоторых местах — более 1000 мм, Можно сказать, что осадки на Камчатке распределяются неравномерно. Летом сюда приходят влажные воздушные массы с Тихого океана, а зимой приходят воздушные массы с материка» (VII класс).
Вместо характеристики климата в первом ответе дано его описание, отсутствует объяснение элементов климата. В отдельных школах до трети учащихся VII класса не указывают климатообразующих факторов, хотя этого требует задание учителя. Во втором примере названы некоторые климатообразующие факторы, но нет их связи с элементами климата. Характерно и небольшое количество факторов, привлекаемых для объяснения.
Одна из причин таких ответов состоит в следующем. На многих уроках изучение климата ограничивается фронтальным выяснением его особенностей по карте, специальные задания описать климат по картам часто отсутствуют. Анализ климатообразующих факторов нередко ограничивается их формальным перечислением. В учебниках довольно много заданий по климату, но в VII классе они не всегда связаны с картами.
По-прежнему актуальная цель — научить школьников читать климатическую карту.