Особенности чтения геологической карты


О некоторых приемах чтения геологической карты при изучении крупных территорий говорилось выше. Поэтому рассмотрим лишь работу с геологической картой в. начале курса физической географии СССР. Ее представляют в такой же последовательности, как и тектоническую карту.

«Геологическая карта, — объясняет учитель, — показывает состав горных пород, время их образования, условия залегания». Учитель указывает, что породы самой молодой в история Земли кайнозойской эры изображены на геологической карте светлым цветом — желтым и темно-желтым. Затем он называет условные знаки наиболее древних горных пород, после чего по карте атласа или учебника предлагает ряд вопросов и заданий:

  1. Что можно узнать по геологической карте?
  2. Какие условные знаки используются в геологической карте?
  3. Каким цветом обозначены самые древние породы? Назовите участки нашей страны, сложенные ими. (Карелия, Восточный Саян, к югу от реки Алдан и др.)
  4. Найдите на геологической карте Западно-Сибирскую равнину. Породами какого возраста она сложена?
  5. Сравните возраст горных пород Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин.

Полезны задания на определение возраста горных пород, их происхождения на территории своего края.

Выполнение этих заданий дает учителю возможность сделать следующий вывод: при изображении горных пород на геологической карте осадочный чехол не показывают, за исключением мест, где лежащие ниже древние породы не изучены. Геологическая карта окрашена в разные цвета с помощью качественного фона, так как горные породы имеют неодинаковый возраст и происхождение. Геологические карты составляют геологи, но пользуются ими и ученые-географы, и строители при строительстве шахт, рудников, дорог,-Геологическая карта нужна и при изучении географии в школе.

Урок завершают вопросами:

  • Чем геологическая карта отличается от тектонической?
  • Что можно узнать о горных породах по геологической карте?

После чего, учащиеся делают в тетрадях следующую запись: что можно узнать о рельефе по тектонической и геологической картам:

  1. Определить возраст поверхности.
  2. Объяснить главные черты поверхности, различия в рельефе отдельных частей территории, размещение форм поверхности.
  3. Установить состав горных пород.

К этой записи полезно возвращаться, когда учащиеся затрудняются полно использовать возможности тектонической и геологической карт.

У многих учителей возникают вопросы: как работать с геохронологической таблицей? Надо ли школьникам знать эры и периоды? Как использовать данные таблицы об их продолжительности?

Учащимся, несомненно, необходимо знать название и последовательность геологических эр, их продолжительность. Эти сведения необходимы для определения возраста тектонических структур, горных сооружений, оснований платформ. Соотнесение геологических эр и областей складчатости делает геологические знания более точными. Запоминание геологических периодов необязательно, хотя учащиеся могут их называть .с помощью геохронологической таблицы и геологической карты.

При изучении гор целесообразно определить их примерный возраст, а не только указать эпоху горообразования, отсчитывая его со времени поднятия горных сооружений. Можно дать задание,, например, выяснить, сколько миллионов лет назад поднялись Кавказские горы, каков возраст Уральских гор и др. Особенно удобно делать такие подсчеты по геохронологической таблице учебника VII класса.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт